Литургия
христианское богослужение, сопровождающееся пением, музыкой; в православной церкви – обедня, всенощная; в католической – месса, реквием (заупокойная месса).
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Литургия
в Древней Греции денежная повинность зажиточных людей в пользу полиса, выступала как почетная обязанность. Со II в. н.э. название христианского богослужения.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Литургия
Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной.
Источник: Глоссарий богословских и исторических терминов
ЛИТУРГИЯ
гос. повинность в др.-греч. полисах, к-рую в принудит. порядке несли богатые граждане и метеки. Они должны были оплачивать нек-рые гос. расходы. Особенно широкое распростр. Л. получила в Афинах 5 — 4 вв. до н.э. Л. могли быть обычными и чрезвыч. К первым принадлежали: хорегия (оплата хоров во время театрал. представл.), архифеория (содержание посольств, отправляющ. на религ. празднества), гимнасиархия (содержание участ-ников гимнастич. соревнований) и нек-рые др. Чрезвыч. Л. была, напр., триерархия (снаряжение воен. корабля-триеры).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Литургия
греч. "общее дело", "общее служение") - денежная повинность, возлагавшаяся государством на богатых граждан в древнегреческих полисах (например, гимнасиархия - содержание в течение года гимнасия). Со II века н.э. этим словом стали называть христианское богослужение. Оно состоит из собственно литургии, во время которой осуществляется Евхаристия, таинств (треб) и общественных церковных служб. Вечерня, повечерие, полунощница (заутреня), утреня, первый, третий, шестой и девятый часы составляют службы церковного суточного круга.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
ЛИТУРГИЯ
Основное христианское богослужение. Во время литургии совершается причащение верующих. В переводе с греческого означает «общее делание». Все крещеные христиане объединены одним делом – молятся, исповедуются и причащаются Святых Даров. Включает в себя, как правило, проскомидию. Это подготовительная часть. Затем идет Литургия оглашенных. На ней могут присутствовать пока еще не крещеные, но готовящиеся принять Святое Крещение. Потом начинается Литургия верных, когда совершается само таинство Причащения. На Литургии верных могут присутствовать только крещеные прихожане. Впервые Литургию осуществил сам Иисус Христос. Во время Тайной вечери Он разделил со Своими учениками трапезу, освятил хлеб и вино и причастил апостолов.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Литургия
греч. leiturgia)
государственная повинность в греческих полисах, которую несли богатые граждане и метеки: они должны были оплачивать определенные государственные расходы. Различали два вида л.: обычная и чрезвычайная. К первой принадлежали хорегия (оплата хоров для театральных спектаклей), архифеория (финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники), гимнасиархия (содержание гимнасиев); к другой относилась триерархия (содержание экипажа корабля и уход за кораблем). Введение л. преследовало две цели: ослабить противоречия между богатыми и бедными, а также укрепить оборонное могущество государства за счет частных лиц.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
Литургия
(leiturgia – богослужение) – у православных – обедня, у католиков – месса, - главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причастия. Состоит из 3 частей: проскомидии (См. Проскомидия), литургия оглашенных (См. Оглашение), на которой разрешается присутствовать всем желающим, и литургия верхних – только для тех, кто принял крещение. Во время литургии совершаются различные ритуалы, молитвы, поются духовные песнопения, читается проповедь и т.д. (См. Проповедь). Церковь называет литургию «таинством таинств», утверждая, что она установлена Иисусом Христом на тайной вечере. В русском православии существует 3 чина литургии: литургия Василия Великого, Григория Двоеслова, или преждеосвященных даров, и Иоанна Златоуста, которые разработали порядок ее совершения. Литургия проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественского постов проводить литургии запрещается. См. Причащение.
Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.
Литургия
(греч. leiturgia).
1. Государств, денежная повинность богатых граждан в др.-греч. полисах, напр, в случае войны — триерархия (снаряжение военного корабля — триеры), хорегия (оплата хоров, выступавших на празднике Диониса) или гимнасиархия (содержание в течение года гимнасия). Из сохранившихся источников неясно, как соблюдалась очередность в несении Л. В Афинах в соотвествии с законодательством Солона ее несли пентакосиомедимны; позднее ее наложили также на метеков. В эллинистич. Египте условия выплаты Л. были настолько тяжелыми, что мн. предпочитали бегство. С 1 в. н. э. в Риме мн. административные должности не оплачивались государством, а выполнялись богатыми людьми как Л. Это привело к потере мн. из них своего состояния. В Др. Риме Л. соответствовала мунера.
2. Со 2 в. н. э. христианское богослужение; в Вост. Римской империи порядок проведения Л. сложился в нач. период средневековья. В Зап. Европе с 15 в. Л. — месса.
Источник: Словарь античности. 1989
ЛИТУРГИЯ
в древнегреческих полисах государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки, например, содержание участников гимнастических состязаний. Чрезвычайной Л. считалась триерархия — снаряжение триеры. Была распространена в эллинистическом Египте, Древнем Риме, Византии. В современном значении термин применяется к богослужению. У православных — обедня, у католиков — месса. Главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причащения. Состоит из 3 частей: проскомидии, Л. оглашенных, на которой разрешается присутствовать всем, и Л. верных — только для тех, кто принял крещение. Во время Л. совершаются различные ритуалы, молитвы, поются духовные песнопения, читается проповедь. В русском православии существует три чина Л. — Л. Василия Великого, Григория Двоеслова, или освященных даров, и Иоанна Златоуста, которые разработали порядок ее совершения. Проводится в дни, установленные церковными правилами. Во время великого и рождественского постов проводить Л. запрещается.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЛИТУРГИЯ
греч. общее делание) — основное христианское богослужение; определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров (см. Евхаристия). Установлена в воспоминание о причащении апостолов, которое совершил Христос во время Тайной вечери. Включает в себя, как правило, проскомидию — подготовительную часть; литургию оглашенных, на которой могут присутствовать готовящиеся принять св. крещение; и литургию верных (анафору), на которой совершается само таинство причащения — на ней могут присутствовать только христиане. По преданию, первые чинопоследования литургии были составлены апостолами Иаковым и Марком; в IV в. возникла необходимость пересмотра и определенной унификации различных списков литургий, что было осуществлено для восточной церкви Василием Великим, а вслед за ним — Иоанном Златоустом. Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста используются православной церковью до настоящего времени, однако в V-IX вв. их тексты были подвергнуты значительным изменениям, были добавлены определенные песнопения и т. п. Православная церковь использует также сокращенный чин литургии преждеосвященных даров, на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященные ранее, на предшествовавшей литургии.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ЛИТУРГИЯ
1. (от греч. leitoyrgia - общественная обязанность) - гос. повинность в др.-греч. полисах, к-рую в принудительном порядке несли богатые граждане и метеки. Они должны были оплачивать нек-рые значительные гос. расходы. Особенно широкое распространение Л. получила в Афинах 5-4 вв. до н. э. Л. могли быть обычными и чрезвычайными. К первым принадлежали: хорегия (оплата хоров во время театральных представлений), архифеория (содержание посольств, отправляющихся на религ. празднества), гимнасиархия (содержание участников гимнастич. соревнований) и нек-рые др. Чрезвычайной Л. была, напр., триерархия (снаряжение воен. корабля-триеры). Введение Л. преследовало две цели: смягчить противоречия между богатыми и бедными и укрепить воен. мощь полиса. Помимо Др. Греции, Л. была распространена в эллинистич. и рим. Египте, в Рим. империи и в Византии.
Лит.: Thumser V., De civium Atheniensium muneribus eorumque immunitate, Vindobonae, 1880; Oertel F., Die Liturgie. Studien zur ptolem?ischen und kaiserlichen Verwaltung ?gyptens, Lpz., 1917.
2. христ. богослужение, во время к-рого совершаются обряды, связанные с т. н. таинством причащения; Л. включает молитвы, пение псалмов, чтение Свящ. писания, проповеди и др. обрядовые действия. Наиболее древний вид Л. прослеживается в раннехрист. соч. 2 в. "Дидаxe".
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
ЛИТУРГИЯ
греч. leiturgia – в древнегреческих полисах повинности богатых граждан, которые взимались в пользу государства) – главное христианское церковное богослужение (в православной церкви – обедня, в католической – месса), в котором закреплены важнейшие идеи христианского миросозерцания. Литургия была установлена Иисусом Христом в Тайной вечери – последней совместной трапезы Христа и 12 апостолов в канун «страстной пятницы», дня его распятия. Евангелисты Матфей и Лука сообщают, что Иисус Христос «преломил» хлеб и дал вкусить его ученикам со словами: «сие есть тело мое, которое за вас предается», дал им испить из чаши с вином, сказав: «...сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Он завещал ученикам совершать все это в память о нем, утвердив таким образом таинство причащения (евхаристии). Литургия вошла в христианское богослужение со II в. н.э. В Византии порядок ее проведения сложился в начальный период средневековья. В состав литургии входят чтение Священного Писания, Ветхого завета, пение псалмов, поучения и молитвы. Чаще всего исполняется Литургия Иоанна Златоуста. Литургия Василия Великого совершается епископом или священником 10 раз в году: в пять первых воскресений великого поста, в великий четверг, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявления, в день памяти Василия 1го января.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ЛИТУРГИЯ
(греч. Leiturgia — богослужение) — главное христианское богослужение, во время которого совершается таинство причащения. Церковь называет литургию «таинством таинств», утверждая, что она установлена самим Иисусом Христом на тайной вечере. Литургия начинается чтением часов, когда священник перед Царскими вратами произносит молитвы, облачается и омывает руки. Затем начинается проско-медия — обряд приготовления к литургии. Принесенные для агапы (вечерней трапезы) хлеб и вино ставятся на жертвенник в алтарной части храма. Небольшие круглые хлебы с крестом называют просфорами. Пять из них идут для Евхаристии, а из остальных вынимают частицы в честь поминаемых в храме по запискам молящихся. Вступительная часть называется «Литургией оглашенных». Она совершается для тех, кто некрещен или готовится принять крещение. Кульминацией ли-тургии является анафора, евхаристическая молитва. Священник читает ее в алтаре, символизируя Христа Тайной Вечери. Во время молитвы он осеняет крестом хлеб и вино, что означает совершение таинства. На престоле теперь уже не хлеб и вино, а тело и кровь Христовы. После чтения молитв священник с чашей выходит на амвон и начинает причащение верующих. Русское название литургии — обедня. В русском пра-
вославии существует три чина литургии — литургия Василия Великого, Григория Нисского и Иоанна Златоуста, которые разработали порядок ее совершения. Литургия проводится в дни, установленные церковными правилами.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012
Литургия
греч. leiturgia — служба, богослужение) — главное богослужение в православной и католич. церквах. У католиков называется мессой (от лат. missa — отпускание) по фразе, которой богослужение объявляется оконченным — «Ite, missa est». Л. в христианстве появилась еще в эпоху античности. Ядро ее составляет таинство евхаристии. Сформировалась л. путем добавления к таинству др. ритуальных действий, молитв, песнопений. В различных церквах в поздней античности и Раннем Средневековье создавались свои образцы л. (Антио-хия, Александрия, Константинополь, Рим, Карфаген и т. д.). В конечном счете в визант. церкви утвердились литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова. В католич. церкви в ходе унификации обрядности, связанной с установлением в зап. христианстве главенства рим. пап, единственной формой л. стала рим. месса. Особую роль в этом сыграло распоряжение франкского короля Пипина Короткого, обязавшего в 754 г. всех подвластных ему епископов пользоваться только рим. литургич. книгами.
Л. представляет собой сложное драматизированное действие; в основе ее символики — земная жизнь Иисуса Христа, особенно его крестная жертва, открывшая людям путь к спасению. В религ. жизни людей Средневековья л. занимала центр, место и воспринималась как важнейшая часть ритуализированной жизни человека. И хотя подавляющее большинство верующих не знало латыни, на которой совершалась месса, она оказывала глубокое эмоциональное воздействие. К л. следовало тщательно готовиться, и многие люди, ощущая свою греховность, опасались подходить к причастию. В средние века ритуал л. был строго зафиксирован в литургич. книгах, в которых устанавливалось, в какой день и какие отрывки из Библии следует читать, какие молитвы произносить. Таким образом был создан годовой литургич. цикл. Существенным нововведением было появление в X в. в мессе органной музыки.
Лит.: Wierusz-Kowalski J. Liturgika. Warszawa. 1956.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Литургия
(греч. общее дело) – главное из общественных богослужений (иначе называемое «обедней»), во время которого совершается Евхаристия. Порядок Божественной Л. восходит к Тайной вечери Господа Иисуса Христа, где Он установил таинство Евхаристии и дал заповедь о его совершении. Л. – богослужебное обрамление Евхаристии, ритуально воспроизводящее основные духовные события христ. истории: Боговоплощение, Христову проповедь, крестную смерть и Воскресение Христово. Вся внутренняя динамика Л. – динамика движения к обожению человека и мира. Поэтому Евхаристия (как таинство пресуществления хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы и причащения верующих) является целью и завершением литургического действа. Церковь в Л. являет себя как прообраз грядущего Царства Божия. Призывание Духа Святого на Дары Святые (погреч. «эпиклезис») во время возношения молитв Евхаристического канона признается православием центральным священнодействием Л. В этих молитвах Церковь созерцает и сознает себя единым Телом Христовым, и потому во всякой Л., происходящей в конкретном храме, реально присутствует и участвует вся Церковь в ее земном и небесном смысле, возглавляемая Богочеловеком. В настоящее время совершаются Л. трех видов: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров (см. Дары Святые), порядок проведения которых изложен в особой книге «Служебник». Общее построение первых двух Л. одинаково, различия касаются преимущественно молитв Евхаристического канона (Л. Василия Великого более продолжительна). Л. складывается из трех частей: 1) проскомидии (приготовление хлеба и вина для Евхаристии); 2) Л. оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным, т. е. готовящимся к крещению); 3) Л. верных (т. е. крещеных, где оглашенным присутствовать не разрешается). На Л. Преждеосвященных Даров причащаются Святых Даров, освященных ранее. Эта Л. не содержит проскомидии и совершается главным образом в среды и пятницы Великого поста, а также в четверг пятой недели Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы.
Источник: Краткий православный словарь.
Литургия
главное из христианских богослужений, совершаемое утром. На литургии причащают подготовившихся к таинству причастия мирян. Что касается самого чина, в настоящее время принято служить три различных чинопоследования: литургию Иоанна Златоуста, литургию Василия Великого и литургию Преждеосвященных даров. В первые века христианства существовали и другие разновидности литургии, которые в наши дни вышли из употребления. Литургия Иоанна Златоуста и литургия Василия Великого, по преданию, составлены на основе древней литургии апостола Иакова. Со временем они развивались и дополнялись, однако их построение в общих чертах оставалось практически одинаковым. Различия между литургией Иоанна Златоуста и Василия Великого касаются только молитв, читаемых во время евхаристического канона. В чине литургии Василия Великого используют более продолжительные молитвы, а хор вместо «Достойно есть» поет «О Тебе радуется». Изза этого литургия Василия Великого более продолжительная по времени. Во время Великого поста по субботам и воскресеньям совершают литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургию Иоанна Златоуста совершают в обычные дни, а литургию Василия Великого – только в дни, предусмотренные Уставом. Чин литургии подразделяют на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных, на которой не разрешается присутствовать некрещеным и оглашенным.
Помимо литургии Иоанна Златоуста и Литургии Василия Великого, во время Великого поста по средам и пятницам служат литургию Преждеосвященных даров. Этот чин служат также по четвергам пятой недели Великого поста и в Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду на Страстной седмице. В последовании литургии Преждеосвященных даров нет евхаристии, а причащение производят Преждеосвященными дарами. Чин литургии Преждеосвященных даров введен Григорием Двоесловом по подобию литургии, совершаемой в некоторых восточных странах. Ее служат вкупе с вечерней, на ней не бывает проскомидии и она состоит из двух частей: литургии оглашенных и литургии верных. На литургии оглашенных поют стихиры на «Господи воззвах», «Свете тихий» и читают паримии. Затем после молитвы Ефрема Сирина читают Евангелие. Литургия верных начинается входом с Преждеосвященными дарами и пением «Ныне силы…» (вместо «Херувимской»). Затем после пения «Отче наш», причащения священников и мирян читают псалом 33 и бывает отпуст. Чин Преждеосвященной литургии Преждеосвященных даров очень древний, поэтому он сильно отличается от привычной нам литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Последние две отличить друг от друга может только человек, часто посещающий церковь.
Источник: Православная энциклопедия.
ЛИТУРГИЯ
самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в четверг вечером, накануне крестных Его страданий. Умывши ноги Своим апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое"; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: "Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов"; причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство: "Сие творите в Мое воспоминание" (Мф. 26: 26-28; Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 24).
Апостолы совершали св. Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и научили христиан совершать это великое и спасительное таинство. В первое время порядок и образ совершения литургии передавался устно, и все молитвы и священные песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение апостольской литургии. С течением времени литургия пополнялась новыми молитвами, песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины литургий, внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в четвертом веке, когда прекратились гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время св. Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин литургии, а св. Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина была положена древнейшая литургия св. апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского.
Литургия имеет различные названия. Первое название - "литургия" - греческое, означает "общественная служба" и указывает на то, что Таинство св. Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих - живых и умерших. Так как Таинство св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит "благодарственная жертва", то и литургия называется также "евхаристией". Чаще всего литургию называют "обедней", так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве св. Причащения, в Слове Божием называются "Трапезой" и "Вечерей" Господней (1 Kop. 10: 21; И: 20). В апостольское время литургия называлась еще "преломлением хлеба" (Деян. 2: 46). На литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.
Порядок литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: проскомидией, Литургией оглашенных и Литургией верных.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
ЛИТУРГИЯ
• ??????????,
в Афинах, к государственным повинностям, падавшим преимущественно на богатых граждан, относились так называемые Л., личные услуги государству, состоявшие в том, что богатые граждане на свой счет удовлетворяли некоторым государственным нуждам или содействовали великолепию известных религиозных празднеств. Эти Л. требовали тем больших расходов, чем более отдельные личности из честолюбия или из желания снискать себе расположение народа старались перещеголять друг друга блеском и пышностью, Л. составляли, таким образом, как бы часть доходов государственных (????????), т. к. они избавляли государство от многих расходов. Как личные услуги делу общественному (??????, ???????), они совершенно отличны от налогов имущественных (????????), которые разве только в переносном смысле можно относить к Л. Литургии были обыкновенные, очередные (?????????? ???????????), и чрезвычайные, неочередные, как, напр., триерархия и ??????????, т. е. внесение имущественного налога за других. Только одна какая-либо Л. исправлялась гражданином, коль скоро доходила до него очередь. К Л. обыкновенным, или очередным, к которым всякий, имевший более 3 талантов, мог быть привлечен и назначен филою, относились следующие:
1. ???????????, снабжение всем необходимым священных посольств (???????), отправляемых на 4 главных национальные праздника в Делос и в другие священные места, причем государство давало со своей стороны пособие;
2. ???????, самая значительная из обыкновенных Л., состоявшая в постановке хоров во все те праздники, в которых хоры играли существенную роль. Архонт давал каждому из состязавшихся поэтов одного из хорегов, выбранных филами (????? ???????). Хорег прежде всего должен был позаботиться о том, чтобы хор был обучен учителем (??????????????). И учителю и хору он платил жалованье и, кроме того, кормил их на свой счет. Затем он должен был одеть хор, т. е. снабдить их дорогими платьями и золотыми венками. Самым дорогим хором считался хор флейтистов или авлетов, самым дешевым — хор в комедии, т. к. его наряд был не так великолепен, как наряд трагического хора. Издержки хорегов увеличивались вследствие желания их отличиться, чтобы одержать вверх над своими соперниками. Так, неизвестный нам афинянин, для которого Лисий написал защитительную речь (???????? ??????????), издержал на трагический хор 3.000 драхм и в том же году на мужской хор 2.000 драхм, а в следующем году 800 драхм на хор пиррихистов и 5.000 драхм на мужской хор;
3. ????????????, которую следует отличать от позднейшей гимнасиархии во времена Римской империи, состоявшей в надзоре за гимнастическими заведениями (?????????). Гимнасиархии в древнем значении должны были содержать на свой счет (т. е. платить жалованье и кормить) тех, которые готовились к гимнастическим состязаниям во время празднеств, а также приличным образом украсить саму арену состязаний. Они, конечно, имели также надзор за ними. Самая значительная Л. этого рода была лампадархия, состоявшая в устройстве «бега с факелами» (??????, ????????????, ?????????????), который в Афинах исполнялся юношами в следующие пять праздников (особенно богов света и огня): в праздник Гефеста (Hdt. 8, 98), в праздник Прометея, в Панафинеи, в Бендидии или праздник Артемиды Бендидской, богини луны, наконец, в праздник Пана, бога огня (об учреждении последнего см. Hdt. 6, 105). Бег с факелами совершался первоначально пешком, во времена же Сократа в первый раз на конях (??? ´?????. Plat. ?. ?. в начале). Бег происходил от алтаря Прометея в Академии до города. Искусство в этого рода состязаниях состояло в том, чтобы добежать первым до цели, не потушив факела или восковой свечи. Бег ставился еще труднее, когда при этом происходила передача факелов (????????). Эту передачу, вероятнее всего, объясняют таким образом, что бегавшие были расставлены на известном расстоянии друг от друга и первые, добежав до своего места, передавали факел вторым, которые бежали дальше и передавали их третьим и т. д. Издержки на этого рода Л. увеличивались еще оттого, что необходимо было оставить место состязаний, т. к. бег с факелами происходил ночью. По свидетельству Лисия, гимнасиархия в Прометеи стоила 1.200 драхм. Гимнасиарх, одержавший победу, посвящал, подобно хорегу, какой-нибудь памятник своей победы;
4. ?????????, угощение членов филы лицом, выбранным из их среды и называвшимся ????????? (????????? ???????, ???????? ???? ???"?). По какому началу производились эти выборы, неизвестно. Это угощение следует отличать от больших народных угощений, происходивших на счет особенной государственной кассы (?? ????????,
Теорикон). ? чрезвычайным Л. относилась триерархия, ??????????, самая дорогая из всех. В прежние времена каждая навкрария поставляла один корабль, а т. к. навкрарий было по 4 в каждой фратрии, а фратрий было 12, то число всех поставляемых кораблей было 48. Клисфен, при введении своих реформ, оставил навкрарий, вероятно, исключительно для вышеуказанной цели и для других финансовых целей, но увеличил число их до 50 (по 5 в каждой из 10 фил, им учрежденных). Построенные корабли и все необходимые для их вооружения снасти хранились в доках и верфях под надзором 10 епимелетов, ???????????? ???? ??????? (по одному из каждой филы). В виде исключения они имели также право суда над триерархами, которое впоследствии отошло к ???????????? (
Апостолеи). С увеличением морской силы афинян, особенно благодаря Фемистоклу, навкрарии потеряли то значение, какое еще оставил за ними Клисфен, и вместо них введена была триерархия, состоявшая в том, что из самых богатых граждан выбиралось стратегами требуемое число триерархов, из которых каждый должен был на свой счет вооружить корабль, причем он получал 1 талант; но впоследствии государство давало только неоснащенный корабль, а также жалованье и кормовые деньги для экипажа. Обязанность же триерарха (имевшего также главное начальство над кораблем) состояла в том, что он в течение года должен был содержать в исправности сам корабль и снасти, а в случае необходимости делать починки и приобретать новые снасти, набирать гребцов и матросов, выплачивать жалованье экипажу и приготавливать съестные припасы, причем он часто должен был прибавлять своих денег. В те времена, когда еще было сильно чувство патриотизма, триерархи сами от себя поставляли снасти, прибавляли жалованье и т. п. Триерархия стоила вообще от 40 мин до 1 таланта. Триерарх имел главное начальство над кораблем. В 411 г. до Р. X. (ол. 92, 2) дозволено было двоим делать между собою издержки на триерархию; а в 358 г. все это учреждение было совершенно изменено. С этих пор 1.200 самых богатых граждан были обязаны постоянно отбывать триерархию. Они были разделены на 20 отделений или ?????????, каждая симмория на синтелии, от 5 до 16 человек в каждой. Каждая синтелия должна была снаряжать корабль, для которого теперь государство давало снасти. Самые богатые между ними имели главную власть, они были ????????? ???? ??????????. Они ссужали деньгами других и отдавали с подряда снаряжение корабля тем, которые требовали меньше. Свои ссуды взыскивали они с участников синтелии так, что почти покрывали свои собственные издержки, т. к. брали при этом большие проценты. Таким образом, вскоре симмории приняли характер ненормальный, т. к. именно те, которые по первоначальному плану должны были нести наибольшую тягость, т. е. самые богатые, успели с помощью ссуд и дешевых подрядов свалить с себя всю тягость и вдобавок к тому были освобождены еще от других Л. Чтобы устранить это зло, по предложению Демосфена в 340 г. было постановлено принять за норму при снаряжении корабля известный ценз, а именно 10 талантов, так что тот, кто имел 10 талантов по цензу, должен был снарядить 1 триеру, 20 талантов — 2 триеры и т. д., а те, которых ценз был меньше, могли образовать синтелии, так чтобы общий капитал соучастников синтелии равнялся 10 талантам. Этого рода повинность продолжалась один год. По истечении года давался отчет логистам. Надзор со стороны государства над правильным исполнением триерархом своих обязанностей имели 10 ???????????? (
см. Апостолеи), которые имели право не исполняющего своих обязанностей даже связать и посадить в темницу. Кто считал себя неправильно привлеченным к отправлению какой-либо Л., напр., потому, что какой-нибудь более богатый был обойден, тот имел право предложить последнему поменяться имуществом (
см. ?????????,
Антидосис). На этот обмен (причем, однако, изъяты были владения в клерухиях и рудниках, как не подлежавшие налогу) получивший предложение должен был принять на себя Л. Освобождены были от Л. только архонты, дочери-наследницы всего имущества (разумеется, до выхода своего замуж), несовершеннолетние (которые еще после наступления совершеннолетия освобождались на один год). К Л. были привлекаемы также и метэки. О вышеупомянутом налоге на имущество (????????)
см. ????????,
Доходы государства, 10; о Л. вообще Boeckh, Staatshaush., I,
стр. 593 сл.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884