МОДЕРН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Модерн
фр. moderne – новейший, современный) – стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ – нач. ХХ вв. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтикасимволизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МОДЕРН
стиль искусства 1886—1914 гг., включающий в себя несколько различных направлений, составляющих период не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Художники М. своей дерзостью ломали все привычные границы. Характерна тенденция к синтезу художественных достижений предшествующих веков, он стремился впитать в себя все. Среди основных течений М.: флореальное или «Ар Нуво», неоромантическое, рациональное, или геометрическое, «неопластицизм», или «органическую архитектуру», неоклассицизм. Все течения объединяло общее мировоззрение, отличающееся, с одной стороны, растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой — настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Все новое в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. В последние годы, накануне I мировой войны искусство М., главным образом архитектура, сменило свою пластичность на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

«МОДЕРН»
(франц. moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве в конце XIX — нач. XX в. Представители «модерна» противопоставили эклектике XIX в. дух стилевого единства произведений искусства. Ярче всего это отразилось в архитектуре и организации интерьеров, в которых все убранство создавало перетекающее пространство и производило впечатление целостного, синтетического произведения. Для этого использовались новые технико-конструктивные средства, свободная планировка, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (постройки X. К. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбриха в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, Ф. О. Шехтеля в России). Быстрому распространению направления способствовали художественные журналы — в России — «Мир искусства» (1898/99—1904). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, стремление одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряженный дух переломной эпохи рубежа XIX—XX вв.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

МОДЕРН
(фр. Modern — современный) — русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. Идейной основой модерна стал неоромантизм, на новом уровне возрождавший романтическую идею кон-фликта между личностью и обществом. Этот конфликт мог быть разрешен только с помощью новых форм искусства.
Выдвигая идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты, основоположники модер-на — бельгийский архитектор и дизайнер Хенри ван де Вельде и английский архитектор Уильям Моррис — считали, что этого можно достигнуть только путем синтеза искусств. Основой такого синтеза им виделась архитектура, объединявшая все виды искусства. Наиболее адекватными примерами такого синтеза искусств в архитектуре были особняки, которые, как правило, построены «изнутри наружу», то есть их внутреннее пространство определяло облик здания. Фасады таких построек были несимметричны и представляли собой одновременно сочетание природных форм и результат творческих фантазий художника.
Синтез жанров и видов искусства в рамках модерна ограничивает свободное творческое развитие живописи, графики, скульптуры и возрождает тип художника-универсала, одинаково успешно работающего в «стан-ковой» и «прикладной» сферах художественной культу-ры. Для живописи модерна характерны плоскостность, орнаментальность в сочетании с натуралистическими деталями. Художественный язык модерна был во мно-гом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связано творчество Поля Гогена, группы «наби» во Франции. В России в стиле модерн работали Врубель, Васнецов, Серов, Коровин, участни-ки группы «Мир искусства». Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта (творчество Огюста Родена). В декоративно-прикладном искусстве особенно ярко проявились аналогии живого и неживого, реальность и фантазии (изделия фирмы «Фаберже»). В конце эволюции модерна декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивному подходу.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МОДЕРН
стилевое направление в иск-ве кон. 19 – нач. 20 вв. В Пенз. сооружениях наиб. ярким образцом этого стиля в его романтич. разновидности, т. наз. северного, или финского, М., является здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, построенное в Пенз. в 1912 по проекту арх. А. И. фон Гогена. Романтич. мотивы (увенчанный шпилем купол) заметны в сооруженном в 1911 доходном доме Кузьминых (ул. Горького, 37). Симметрию его гл. фасада нарушает пристроенная на всю высоту здания часть, к-рую завершает криволинейный модерновый аттик, выглядевшего здесь совершенно случайным. Фасад доходного дома Р. И. Слонимской (ул. Московская, 54), построенного в 1914, отличает удивительная цельность при всей разнородности использованных в нем элементов, тяготеющих к стилизованным формам мавританской и готич. архитектуры. (Снесено при реконструкции ул. Московской.) К рационалистич. направлению М. можно отнести два доходных дома того же времени – Д. В. Вярьвильского (см. Вярвильские) (ул. Московская, 17) и А. В. Кармазовой (ул. Кирова, 43), являющихся двумя разными отражениями одного и того же архит. образа. В них использована облицовка всей плоскости стен гл. фасада белыми глазурованными и цветными плитками – прием, распространенный в позднем М., хотя применение изразцов для усиления выразительности зданий началось неск. раньше – в доме Н. Пенз. Сахаровой, построен в 1906 на ул. Пешей (ныне ул. Богданова, 19, где расположена ДМШ № 1). Здесь новый стиль заявил о себе разной формой окон, криволинейными очертаниями наличников, контрастным сочетанием штукатурных поверхностей и облицовочного материала. Противопоставление штукатурных элементов декора голубой изразцовой облицовке стены было использовано в доме Л. В. Зверева (ул. Богданова, 44), уникальность к-рому придавали выпуклые (дутые) стекла в окнах, а также в здании об-ва взаимного кредита (ул. Московская, 62), где в результате слияния М. с неоклассицизмом фасад получил строгость и уравновешенность. В доме Шакина (ул. Ленина, 270) в Кузнецке выявлена роль штукатурки в создании архит. образа: пластичность форм и мягкость линий, контрастирующих с жесткой графичностью оконных переплетов. В Сердобске три крупных обществ. здания: жен. гимназия (1910), реальное (1911) и ремесл. (1907) уч-ща были выполнены в стиле М., вступившем в свою последнюю стадию развития, в к-рой гл. формообразующими идеями стали строгость и целесообразность. Объединив в себе отд. элементы М. и неоклассицизма с рациональной объемно-пространств. композицией и внутр. планировкой, эти здания явились предвестниками совр. архитектуры. Больше всего М. ощущается в здании бывшей жен. гимназии (ср. школа № 2) – во многом благодаря металлич. ограждению с рисунком, включающим в себя стилизов. растительные мотивы. При всем различии этих зданий общим является контрастное сочетание светлого и темного кирпича. Цветовое решение фасадов можно также видеть в зданиях ср. школы № 1 (ул. Пензенская, 31 и ул. Пензенская, 1/30) в Мокшане, ж.-д. вокзалов в Бессоновке и Тамале. Новый материал – железобетон принес новые возможности в стр-во, позволив возводить, с одной стороны, огромные сооружения, а с другой – небольшие монолитные постройки сложной конфигурации. Примерами того и другого являются сооружения, входившие в состав зернохранилищ Росс. гос. банка, возведенные в 1914–15 в пгт Бекове и Тамале, – семиэтажная башня элеватора, получившая в последнем из них чисто модерновое завершение, и бетонный погреб-бункер. В кам. зодчестве Пенз. М. проявил себя, за единств. исключением, достаточно сдержанно, без обычной для этого стиля вычурной композиции, текучести линий, манерности и изощренности декоративных форм. В дерев. архитектуре он также ограничился включением отд. модерновых элементов в традиц. облик гор. жилищ. Те же криволинейные формы, к-рые мы обычно соотносим с понятием М., проявились в Пенз. лишь в павильонах ПКиО им. В. Г. Белинского, Лермонтовского сквера (оба утрачены) и в двери жилого дома по ул. Чкалова, 14. Особняком среди дерев. домов, испытавших на себе влияние М., стоял дом № 3 по ул. Ключевского, асимметричная компановка упрощенных прямоугольных объемов к-рого предвосхитила дальнейшее развитие архитектуры в сторону конструктивизма. Лит: ПГВ. 1911. 26 июля; Дорошенко А. Н. Элеваторное дело в России. Пг., 1916; Алексеев И. Славный юбилей //Ленинский путь (Сердобск). 1987. 29 авг.; Алексеев И. Главная улица города //Ленинский путь. 1990. 23 июня; Шишлов С. Л. О датировке здания детской музыкальной школы № 1 //Временник. 1992. ВыПенз. 8; Чернявская Е. Н. Постройки периода модерн в Пензенской области и их использование //Земство. 1995. № 5. Дом Д.В. Вярьвильского на ул. Московской в Пензе.1913. А. И. Дворжанский.

Источник: Пензенская энциклопедия.

МОДЕРН
франц. moderne – новейший, современный), принятое в России название стилевого направления в европейском и американском искусстве кон. 19–нач. 20 в. (во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти» и др.). Модерн был тесно связан с поэтикой символизма. Стиль проявился прежде всего в зодчестве и прикладных видах искусства (мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, рекламные изделия, плакат, книжная и журнальная графика). Ища вдохновения в мире чудес и сказочных фантазий, мастера модерна направили творческую энергию в те сферы, которые раньше не были затронуты высоким искусством, и прежде всего в создание самых будничных, повседневных предметов обихода. Для них не существовало мелочей; предметы быта перестали восприниматься только как утилитарные, превратившись в такой же объект эстетического восприятия, как картины и скульптуры. Художники стремились пересоздать по законам красоты всю жизненную среду человека: от ложки, пуговицы, дверной ручки до интерьера и архитектурного облика здания в целом. Поэтому, несмотря на свою недолговечность (всего 15–20 лет), модерн стал целой эпохой в истории культуры, внедрившись в быт не только элиты, но и широких слоев общества.
Теоретический фундамент модерна был заложен в Англии трудами Дж. Рескина и У. Морриса, выдвинувшими утопическую идею преобразования жизни по законам красоты. Эта идея была с воодушевлением воспринята деятелями культуры разных стран (О. Редон, М. Дени, М. Клингер, Ф. Ходлер, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, художники объединения «Мир искусства»). Созданная У. Моррисом фирма «Моррис и Ко» (1861), а затем мастерские «искусств и ремесел» начали производить предметы в стиле модерн. Выполненные вручную выдающимися художниками уникальные изделия должны были противостоять обезличенной массовой фабричной продукции. Благодаря издававшемуся У. Моррисом журналу «The Studio» деятельность мастерских обрела мировую известность и стала образцом для подражания. Вскоре подобные предприятия возникли в Германии (в Дармштадте) и в России (в Абрамцево и Талашкино). Способствовали популяризации модерна и повсеместно издававшиеся журналы по искусству (в России – «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др.). Декоративно-прикладное творчество заняло главенствующие позиции и оказывало влияние на другие виды искусства (Э. Галле, А. ван де Вельде, Р. Лалик, Ч. Макинтош, Л. Тиффани, С. В. Малютин, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, Е. Д. Поленова; изделия фирмы Фаберже). Именно в это время возник сам термин «декоративно-прикладное искусство». Небывалый подъем переживали плакат, книжная и журнальная иллюстрация (А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек, О. Бердсли, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере).
Модерн претендовал на роль наследника всех художественных традиций прошлых эпох, не только Европы, но и Древнего Востока, Африки, Японии. Однако, в отличие от представителей эклектики, мастера модерна не копировали образцы искусства прошлого, а черпали в них мотивы и художественные приемы, которые подвергались свободной интерпретации и становились органичным элементом современного искусства. Синтез всего предшествующего эстетического опыта значительно обогатил художественный язык модерна.
Для модерна характерно обилие и разнообразие орнаментов и стремление превратить природные формы в узор. Любимыми орнаментальными мотивами были волна, цветок, узор павлиньего хвоста, изгиб лебединой шеи и т. п. В России были также популярны изображения обитателей Севера: оленей, белых медведей, тюленей (панно К. А. Коровина для выставочных павильонов в Нижнем Новгороде, 1886, и Париже, 1900). Фигуры и предметы уподоблялись гибким растениям. Длинная, упруго изгибающаяся, охватывающая все изображение неотрывная линия (т. н. «удар бича») стала отличительным признаком произведений в стиле модерн (ковер с вышивкой в виде цикламена Г. Обриста, 1895; графика О. Бердсли, декор в зданиях В. Орта и Г. Гимара). О. Рескин утверждал, что подобные линии ассоциируются «с жизнью и организмом», так как они подобны биологическим формам без сочленений и разрывов.
В архитектуре возникли новые типы сооружений: вокзалы (Ярославский вокзал в Москве, архитектор Ф. О. Шехтель, 1902–04); доходные многоэтажные дома (Каса Мила в Барселоне, архитектор А. Гауди, 1906–10; жилой дом в Париже, архитектор О. Перре, 1903); выставочные помещения (Зал в Дармштадте, 1908; Венский Сецессион, 1899; оба – архитектор Й. Ольбрих); большие магазины («Инновасьон» в Брюсселе, 1901, архитектор В. Орта; торговый дом кампании «Зингер» в Санкт-Петербурге, 1901–04, архитектор П. Ю. Сюзор). Для зодчества модерна характерна асимметричная композиция, в которой соединяются разные по формам и масштабам объемы; применение новых конструкций и материалов (в том числе металлических каркасов). В декоре фасадов используются гнутые железные полосы, витражи, узорные поливные керамические плитки («Майоликовый дом», в Вене, 1899, архитектор О. Вагнер; гостиница «Метрополь» в Москве, украшенная майоликовыми панно Врубеля и Головина, 1899–1903, архитектор В. Ф. Валькот). Новая тема в архитектуре модерна – жилой дом человека «среднего класса» (любителя искусств, коллекционера или художника), сопоставимый по своему эстетическому совершенству с дворцами прошлых эпох. В 1901 г. в Дармштадте состоялся конкурс на проект дома «любителя искусств», в котором победили английские архитекторы Чарльз Макинтош и Бейли Скотт. Подобные дома многие художники строили для себя (Ф. Штук, А. ван де Вельде, Ф. О. Шехтель). Большой известностью пользовался дом У. Морриса. В Москве архитектор А. И. Таманян построил дом для князя С. А. Щербатова (1911–13), который был признан лучшей современной городской постройкой. Интерьер со всеми деталями обстановки, вплоть до оконных рам и дверных ручек, стал рассматриваться как целостное художественное произведение («Павлинья комната» в Лондоне, 1877; проект Т. Джекилля, оформление Дж. Уистлера). Яркими образцами синтеза искусств стали Театр Елисейских полей (1911–13; архитекторы братья О. и Г. Перре), дом З. Г. Морозовой в Москве (1896, архитектор Ф. О. Шехтель).
В скульптуре образы становятся более условными и отвлеченными. Пристрастие модерна к живым органическим формам выразилось в стремлении создать ощущение текучей пластической массы, словно находящейся в процессе становления и обретающей законченную форму на глазах у зрителя (О. Роден, А. Майоль, А. Бурдель, А. С. Голубкина). Значительно чаще стали использовать дерево и керамику («Лесная серия» С. Т. Коненкова, 1907). Мастера модерна часто прибегали к окраске скульптуры. Получила развитие пластика малых форм, предназначенная для украшения интерьера (статуэтки А. Майоля, О. Родена, майоликовые изделия Врубеля и фарфоровые статуэтки К. А. Сомова).
В живописи предвестниками модерна были П. Гоген и А. де Тулуз-Лотрек. На стилистику модерна оказало влияние японское искусство: характерная для него асимметрия, уплощенность пространства, особое значение пауз и пустот. Стиль воплотился в творчестве художников группы «Наби», Венского сецессиона, участников художественных объединений Берлина, Мюнхена, Дармштадта в Германии, М. А. Врубеля, мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы» в России. Для их произведений характерны графичность, отточенность линии, узорно-орнаментальные композиции, локальные пятна цвета, отказ от передачи глубины пространства и световоздушной среды. Картины, изображавшие подчеркнуто условный, сказочный мир, стремились превратиться в монументально-декоративные панно (триптих П. Боннара «Средиземное море»). Исчезло разделение видов и жанров искусства на высокие и низкие. Разочарование в позитивизме в философии и реализме в живописи привели к изменению круга сюжетов и тем. Не реальная жизнь, а мифологические, библейские, литературные сюжеты привлекали внимание художников («Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова; цикл панно «История Психеи» М. Дени). Мастера часто стремились воплотить в своих произведениях фантастическое, чудесное (М. А. Врубель). Многие картины пронизаны бурной стихией чувств («Вихрь» Ф. А. Малявина, «Крик» Э. Мунка, 1893). Подчас в них эстетизируются зло и порок (образы А. де Тулуз-Лотрека, К. Ван-Донгена, тема Демона у Врубеля). Женские образы обольстительны и опасны, как «цветы зла», обрекающие на смерть и страдания («Саломея» О. Бердсли, «Юдифь» Г. Климта). Расцвет переживает театрально-декорационное искусство, в котором добились триумфального успеха художники «Мира искусства».
В рамках модерна существовало много разных направлений. Одним из них был неоромантизм, стремившийся возродить стили прошлых эпох. В России в рамках неоромантизма существовали «неорусский стиль» (В. М. Васнецов, С. В. Малютин, Н. К. Рерих, А. Я. Головин и др.) и неоготика. В последние годы господства модерна на первое место выдвинулось направление «неоклассицизм».

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
320.15 кб

МОДЕРН В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ НАЧАЛА XX в.

Рощеня Дарья Анатольевна
Читать PDF
107.72 кб

Российский модерн: философский дискурс

Симуш Петр Иосифович
В статье анализируются российские политические практики в разные периоды: от крепостничества и до наших дней. Автор предлагает ответ на вечный вопрос о соотношении свободы индивида и государственного интереса.
Читать PDF
123.52 кб

Традиционность и модерн в системе производственных связей кустарных промыслов Московской губернии в

Зозуля О. А.
В статье автор на основе анализа региональных статистических материалов показывает, как вовлечение некогда традиционных кустарных промыслов Московской губернии в сферу функционирования рыночного хозяйства модифицировало социально-
Читать PDF
154.75 кб

Модерн и «Модерн». Становление современной хореографии в России ХХ века

Сорокина Ольга Андреевна
Читать PDF
182.76 кб

Использование джаз-танца и танца-модерн как инновационных методов пластического воспитания в творчес

Садовникова Людмила Анатольевна
Читать PDF
1.42 мб

Феномен искусства: «Модерн как источник вдохновения в современной рекламе»

Субботина Н.О., Тимофеева М.С., Марусева И.В.
Читать PDF
1.25 мб

Классика и модерн: традиции и инновации новой Москвы – усадьба «Гусева полоса» в Сколково

Ирина Насырова, Альбина Хайруллина, Светлана Гафурова
Cтатья посвящена реконструкции усадьбы «Гусева полоса» как объекта культурного наследия. Восстановление объекта культурного наследия требует от специалистов тщательного подхода к историческим и натурным изысканиям.
Читать PDF
302.40 кб

Традиционализм, культурпессимизм, модерн: к идейным истокам немецкой «Консервативной революции»

Терехов Олег Эдуардович
Рассматриваются идейные предпосылки идеологии немецкой «консервативной революции». Автор выделяет три основные составляющие идеологии «революционного консерватизма»: традиционализм, культурпессимизм и модернизм.
Читать PDF
324.35 кб

Социальная история стиля модерн на примере российского города рубежа ХГХ и ХХ веков

Устюгова В.В.
Исследуется социальная история стиля модерн на примере архитектурных построек Перми рубежа ХГХ и ХХ вв., а также экспонатов Пермского краеведческого музея.
Читать PDF
1.52 мб

Модерн (к вопросу о проблеме стиля)

Филичева Надежда Викторовна
Читать PDF
647.96 кб

Особенности развития стиля модерн в архитектурно-художественном металле города Перми

Чагина Е.В.
Читать PDF
270.27 кб

МОДЕРН - НОВОЕ В КУЛЬТУРЕ. СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ

Э. Ж.
Читать PDF
213.09 кб

РОМАНТИЗМ И МОДЕРН В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Светлов Игорь Евгеньевич
Читать PDF
1.49 мб

Модерн, модернизм, постмодернизм (к определению понятий)

Бранская Е.В., Панфилова М.И.
Читать PDF
0.00 байт

99. 01. 014. Лоренц Д. Венский модерн. Lorenz D. Wiener moderne. - Stuttgart; Weimar: Metzler. - 199

Моисеева Е. И.

Похожие термины:

  • МОДЕРАДОС

    исп. moderados, букв. - умеренные) - исп. партия правых либералов, объединявшая часть дворянства и буржуазии в 1820-68. Образовавшееся во время Испанской революции 1820-23 пр-во М. (март 1820 - авг. 1822) декретировало
  • Колумелла, Луций Юний Модерат

    виднейший римский писатель и агроном I в. н. э. из Гадеса (Испания). Жил в Италии. Его сочинение “О сельском хозяйстве” (“De re rustica”) в 12 книгах является сельскохозяйственной энциклопедией древности.
  • Модерах, Карл Фед

    состав. описания Пермск. г., сенатор, † 1819. {Венгеров}
  • Модерах, Фридрих-Карл

    проф. истории Акад. наук, р. 11 нояб. 1720 в Гросс-Глогау, † в СПб. 31 мая 1772. {Венгеров}
  • Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России

    В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности ПетраI. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России Споры идут о
  • МОДЕРНИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

    историософская парадигма, объясняющая макропроцесс перехода и трансформации традиционного, аграрного общества в индустриальное, приводящий к появлению современного государства, сложно организ
  • Модернизация

    изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, вкусам. Например, модернизация оборудования.
  • Четырех модернизаций политика

    "Четырех модернизаций" политика (Four Modernizations), осн. направления развития Китая после смерти Мао Цзэдуна. Необходимость модернизации с. х., пром-ти, нац. обороны, а также сферы науки и технологии была д
  • Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация

    Благодаря рыночным механизмам, заработавшим в период нэпа, к середине 1920х гг. сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. В 1925 г. руко
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ ФРОНТИРНАЯ

    концепция модернизации, которая осуществляется в условиях незавершенного освоения территорий. Концепция «фронтирной модернизации» может применяться для анализа стран фронтира, которые продолж
  • Модерность/Модернизация

    Пришедшее из социологии понятие «модерности» подразумевает процесс распада различных форм организации традиционного общества при зарождении индустриального общества. Религия, традиции, сельск
  • Модернизм

    общее наименование направлений литературы и искусства конца XIX – XX в., отошедших от традиционных понятий и выступающих за новый подход в отражении бытия(экспрессионизм, авангардизм, сюрреализм, ф