фр. moderne – новейший, современный) – стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХIХ – нач. ХХ вв. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтикасимволизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
МОДЕРН
Модерн
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МОДЕРН
стиль искусства 1886—1914 гг., включающий в себя несколько различных направлений, составляющих период не менее важный, чем эпоха Возрождения XVI в. Художники М. своей дерзостью ломали все привычные границы. Характерна тенденция к синтезу художественных достижений предшествующих веков, он стремился впитать в себя все. Среди основных течений М.: флореальное или «Ар Нуво», неоромантическое, рациональное, или геометрическое, «неопластицизм», или «органическую архитектуру», неоклассицизм. Все течения объединяло общее мировоззрение, отличающееся, с одной стороны, растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, скептицизмом и самоиронией, а с другой — настойчивыми поисками нового «большого стиля» во всех сферах творческой жизни, стиранием границ между элитарным и массовым искусством. Все новое в нем формировалось прежде всего в области архитектуры, декоративного и прикладного искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками. В последние годы, накануне I мировой войны искусство М., главным образом архитектура, сменило свою пластичность на конструктивную ясность, простоту, рациональность, аскетизм.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
«МОДЕРН»
(франц. moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве в конце XIX — нач. XX в. Представители «модерна» противопоставили эклектике XIX в. дух стилевого единства произведений искусства. Ярче всего это отразилось в архитектуре и организации интерьеров, в которых все убранство создавало перетекающее пространство и производило впечатление целостного, синтетического произведения. Для этого использовались новые технико-конструктивные средства, свободная планировка, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (постройки X. К. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбриха в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, Ф. О. Шехтеля в России). Быстрому распространению направления способствовали художественные журналы — в России — «Мир искусства» (1898/99—1904). Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор, стремление одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряженный дух переломной эпохи рубежа XIX—XX вв.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
МОДЕРН
(фр. Modern — современный) — русское название художественного стиля в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. Идейной основой модерна стал неоромантизм, на новом уровне возрождавший романтическую идею кон-фликта между личностью и обществом. Этот конфликт мог быть разрешен только с помощью новых форм искусства.
Выдвигая идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты, основоположники модер-на — бельгийский архитектор и дизайнер Хенри ван де Вельде и английский архитектор Уильям Моррис — считали, что этого можно достигнуть только путем синтеза искусств. Основой такого синтеза им виделась архитектура, объединявшая все виды искусства. Наиболее адекватными примерами такого синтеза искусств в архитектуре были особняки, которые, как правило, построены «изнутри наружу», то есть их внутреннее пространство определяло облик здания. Фасады таких построек были несимметричны и представляли собой одновременно сочетание природных форм и результат творческих фантазий художника.
Синтез жанров и видов искусства в рамках модерна ограничивает свободное творческое развитие живописи, графики, скульптуры и возрождает тип художника-универсала, одинаково успешно работающего в «стан-ковой» и «прикладной» сферах художественной культу-ры. Для живописи модерна характерны плоскостность, орнаментальность в сочетании с натуралистическими деталями. Художественный язык модерна был во мно-гом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связано творчество Поля Гогена, группы «наби» во Франции. В России в стиле модерн работали Врубель, Васнецов, Серов, Коровин, участни-ки группы «Мир искусства». Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта (творчество Огюста Родена). В декоративно-прикладном искусстве особенно ярко проявились аналогии живого и неживого, реальность и фантазии (изделия фирмы «Фаберже»). В конце эволюции модерна декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивному подходу.
Выдвигая идею «преобразования окружающего мира» посредством красоты, основоположники модер-на — бельгийский архитектор и дизайнер Хенри ван де Вельде и английский архитектор Уильям Моррис — считали, что этого можно достигнуть только путем синтеза искусств. Основой такого синтеза им виделась архитектура, объединявшая все виды искусства. Наиболее адекватными примерами такого синтеза искусств в архитектуре были особняки, которые, как правило, построены «изнутри наружу», то есть их внутреннее пространство определяло облик здания. Фасады таких построек были несимметричны и представляли собой одновременно сочетание природных форм и результат творческих фантазий художника.
Синтез жанров и видов искусства в рамках модерна ограничивает свободное творческое развитие живописи, графики, скульптуры и возрождает тип художника-универсала, одинаково успешно работающего в «стан-ковой» и «прикладной» сферах художественной культу-ры. Для живописи модерна характерны плоскостность, орнаментальность в сочетании с натуралистическими деталями. Художественный язык модерна был во мно-гом воплощением идей и образов символизма. С живописью модерна связано творчество Поля Гогена, группы «наби» во Франции. В России в стиле модерн работали Врубель, Васнецов, Серов, Коровин, участни-ки группы «Мир искусства». Скульптура модерна отличалась текучестью форм и причудливостью силуэта (творчество Огюста Родена). В декоративно-прикладном искусстве особенно ярко проявились аналогии живого и неживого, реальность и фантазии (изделия фирмы «Фаберже»). В конце эволюции модерна декоративно-орнаментальная стихия стала уступать место конструктивному подходу.
МОДЕРН
стилевое направление в иск-ве кон. 19 – нач. 20 вв. В Пенз. сооружениях наиб. ярким образцом этого стиля в его романтич. разновидности, т. наз. северного, или финского, М., является здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков, построенное в Пенз. в 1912 по проекту арх. А. И. фон Гогена. Романтич. мотивы (увенчанный шпилем купол) заметны в сооруженном в 1911 доходном доме Кузьминых (ул. Горького, 37). Симметрию его гл. фасада нарушает пристроенная на всю высоту здания часть, к-рую завершает криволинейный модерновый аттик, выглядевшего здесь совершенно случайным. Фасад доходного дома Р. И. Слонимской (ул. Московская, 54), построенного в 1914, отличает удивительная цельность при всей разнородности использованных в нем элементов, тяготеющих к стилизованным формам мавританской и готич. архитектуры. (Снесено при реконструкции ул. Московской.) К рационалистич. направлению М. можно отнести два доходных дома того же времени – Д. В. Вярьвильского (см. Вярвильские) (ул. Московская, 17) и А. В. Кармазовой (ул. Кирова, 43), являющихся двумя разными отражениями одного и того же архит. образа. В них использована облицовка всей плоскости стен гл. фасада белыми глазурованными и цветными плитками – прием, распространенный в позднем М., хотя применение изразцов для усиления выразительности зданий началось неск. раньше – в доме Н. Пенз. Сахаровой, построен в 1906 на ул. Пешей (ныне ул. Богданова, 19, где расположена ДМШ № 1). Здесь новый стиль заявил о себе разной формой окон, криволинейными очертаниями наличников, контрастным сочетанием штукатурных поверхностей и облицовочного материала. Противопоставление штукатурных элементов декора голубой изразцовой облицовке стены было использовано в доме Л. В. Зверева (ул. Богданова, 44), уникальность к-рому придавали выпуклые (дутые) стекла в окнах, а также в здании об-ва взаимного кредита (ул. Московская, 62), где в результате слияния М. с неоклассицизмом фасад получил строгость и уравновешенность. В доме Шакина (ул. Ленина, 270) в Кузнецке выявлена роль штукатурки в создании архит. образа: пластичность форм и мягкость линий, контрастирующих с жесткой графичностью оконных переплетов. В Сердобске три крупных обществ. здания: жен. гимназия (1910), реальное (1911) и ремесл. (1907) уч-ща были выполнены в стиле М., вступившем в свою последнюю стадию развития, в к-рой гл. формообразующими идеями стали строгость и целесообразность. Объединив в себе отд. элементы М. и неоклассицизма с рациональной объемно-пространств. композицией и внутр. планировкой, эти здания явились предвестниками совр. архитектуры. Больше всего М. ощущается в здании бывшей жен. гимназии (ср. школа № 2) – во многом благодаря металлич. ограждению с рисунком, включающим в себя стилизов. растительные мотивы. При всем различии этих зданий общим является контрастное сочетание светлого и темного кирпича. Цветовое решение фасадов можно также видеть в зданиях ср. школы № 1 (ул. Пензенская, 31 и ул. Пензенская, 1/30) в Мокшане, ж.-д. вокзалов в Бессоновке и Тамале. Новый материал – железобетон принес новые возможности в стр-во, позволив возводить, с одной стороны, огромные сооружения, а с другой – небольшие монолитные постройки сложной конфигурации. Примерами того и другого являются сооружения, входившие в состав зернохранилищ Росс. гос. банка, возведенные в 1914–15 в пгт Бекове и Тамале, – семиэтажная башня элеватора, получившая в последнем из них чисто модерновое завершение, и бетонный погреб-бункер. В кам. зодчестве Пенз. М. проявил себя, за единств. исключением, достаточно сдержанно, без обычной для этого стиля вычурной композиции, текучести линий, манерности и изощренности декоративных форм. В дерев. архитектуре он также ограничился включением отд. модерновых элементов в традиц. облик гор. жилищ. Те же криволинейные формы, к-рые мы обычно соотносим с понятием М., проявились в Пенз. лишь в павильонах ПКиО им. В. Г. Белинского, Лермонтовского сквера (оба утрачены) и в двери жилого дома по ул. Чкалова, 14. Особняком среди дерев. домов, испытавших на себе влияние М., стоял дом № 3 по ул. Ключевского, асимметричная компановка упрощенных прямоугольных объемов к-рого предвосхитила дальнейшее развитие архитектуры в сторону конструктивизма. Лит: ПГВ. 1911. 26 июля; Дорошенко А. Н. Элеваторное дело в России. Пг., 1916; Алексеев И. Славный юбилей //Ленинский путь (Сердобск). 1987. 29 авг.; Алексеев И. Главная улица города //Ленинский путь. 1990. 23 июня; Шишлов С. Л. О датировке здания детской музыкальной школы № 1 //Временник. 1992. ВыПенз. 8; Чернявская Е. Н. Постройки периода модерн в Пензенской области и их использование //Земство. 1995. № 5. Дом Д.В. Вярьвильского на ул. Московской в Пензе.1913. А. И. Дворжанский.
Источник: Пензенская энциклопедия.
МОДЕРН
франц. moderne – новейший, современный), принятое в России название стилевого направления в европейском и американском искусстве кон. 19–нач. 20 в. (во Франции – «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Италии – «либерти» и др.). Модерн был тесно связан с поэтикой символизма. Стиль проявился прежде всего в зодчестве и прикладных видах искусства (мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, рекламные изделия, плакат, книжная и журнальная графика). Ища вдохновения в мире чудес и сказочных фантазий, мастера модерна направили творческую энергию в те сферы, которые раньше не были затронуты высоким искусством, и прежде всего в создание самых будничных, повседневных предметов обихода. Для них не существовало мелочей; предметы быта перестали восприниматься только как утилитарные, превратившись в такой же объект эстетического восприятия, как картины и скульптуры. Художники стремились пересоздать по законам красоты всю жизненную среду человека: от ложки, пуговицы, дверной ручки до интерьера и архитектурного облика здания в целом. Поэтому, несмотря на свою недолговечность (всего 15–20 лет), модерн стал целой эпохой в истории культуры, внедрившись в быт не только элиты, но и широких слоев общества.
Теоретический фундамент модерна был заложен в Англии трудами Дж. Рескина и У. Морриса, выдвинувшими утопическую идею преобразования жизни по законам красоты. Эта идея была с воодушевлением воспринята деятелями культуры разных стран (О. Редон, М. Дени, М. Клингер, Ф. Ходлер, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, художники объединения «Мир искусства»). Созданная У. Моррисом фирма «Моррис и Ко» (1861), а затем мастерские «искусств и ремесел» начали производить предметы в стиле модерн. Выполненные вручную выдающимися художниками уникальные изделия должны были противостоять обезличенной массовой фабричной продукции. Благодаря издававшемуся У. Моррисом журналу «The Studio» деятельность мастерских обрела мировую известность и стала образцом для подражания. Вскоре подобные предприятия возникли в Германии (в Дармштадте) и в России (в Абрамцево и Талашкино). Способствовали популяризации модерна и повсеместно издававшиеся журналы по искусству (в России – «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др.). Декоративно-прикладное творчество заняло главенствующие позиции и оказывало влияние на другие виды искусства (Э. Галле, А. ван де Вельде, Р. Лалик, Ч. Макинтош, Л. Тиффани, С. В. Малютин, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, Е. Д. Поленова; изделия фирмы Фаберже). Именно в это время возник сам термин «декоративно-прикладное искусство». Небывалый подъем переживали плакат, книжная и журнальная иллюстрация (А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек, О. Бердсли, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере).
Модерн претендовал на роль наследника всех художественных традиций прошлых эпох, не только Европы, но и Древнего Востока, Африки, Японии. Однако, в отличие от представителей эклектики, мастера модерна не копировали образцы искусства прошлого, а черпали в них мотивы и художественные приемы, которые подвергались свободной интерпретации и становились органичным элементом современного искусства. Синтез всего предшествующего эстетического опыта значительно обогатил художественный язык модерна.
Для модерна характерно обилие и разнообразие орнаментов и стремление превратить природные формы в узор. Любимыми орнаментальными мотивами были волна, цветок, узор павлиньего хвоста, изгиб лебединой шеи и т. п. В России были также популярны изображения обитателей Севера: оленей, белых медведей, тюленей (панно К. А. Коровина для выставочных павильонов в Нижнем Новгороде, 1886, и Париже, 1900). Фигуры и предметы уподоблялись гибким растениям. Длинная, упруго изгибающаяся, охватывающая все изображение неотрывная линия (т. н. «удар бича») стала отличительным признаком произведений в стиле модерн (ковер с вышивкой в виде цикламена Г. Обриста, 1895; графика О. Бердсли, декор в зданиях В. Орта и Г. Гимара). О. Рескин утверждал, что подобные линии ассоциируются «с жизнью и организмом», так как они подобны биологическим формам без сочленений и разрывов.
В архитектуре возникли новые типы сооружений: вокзалы (Ярославский вокзал в Москве, архитектор Ф. О. Шехтель, 1902–04); доходные многоэтажные дома (Каса Мила в Барселоне, архитектор А. Гауди, 1906–10; жилой дом в Париже, архитектор О. Перре, 1903); выставочные помещения (Зал в Дармштадте, 1908; Венский Сецессион, 1899; оба – архитектор Й. Ольбрих); большие магазины («Инновасьон» в Брюсселе, 1901, архитектор В. Орта; торговый дом кампании «Зингер» в Санкт-Петербурге, 1901–04, архитектор П. Ю. Сюзор). Для зодчества модерна характерна асимметричная композиция, в которой соединяются разные по формам и масштабам объемы; применение новых конструкций и материалов (в том числе металлических каркасов). В декоре фасадов используются гнутые железные полосы, витражи, узорные поливные керамические плитки («Майоликовый дом», в Вене, 1899, архитектор О. Вагнер; гостиница «Метрополь» в Москве, украшенная майоликовыми панно Врубеля и Головина, 1899–1903, архитектор В. Ф. Валькот). Новая тема в архитектуре модерна – жилой дом человека «среднего класса» (любителя искусств, коллекционера или художника), сопоставимый по своему эстетическому совершенству с дворцами прошлых эпох. В 1901 г. в Дармштадте состоялся конкурс на проект дома «любителя искусств», в котором победили английские архитекторы Чарльз Макинтош и Бейли Скотт. Подобные дома многие художники строили для себя (Ф. Штук, А. ван де Вельде, Ф. О. Шехтель). Большой известностью пользовался дом У. Морриса. В Москве архитектор А. И. Таманян построил дом для князя С. А. Щербатова (1911–13), который был признан лучшей современной городской постройкой. Интерьер со всеми деталями обстановки, вплоть до оконных рам и дверных ручек, стал рассматриваться как целостное художественное произведение («Павлинья комната» в Лондоне, 1877; проект Т. Джекилля, оформление Дж. Уистлера). Яркими образцами синтеза искусств стали Театр Елисейских полей (1911–13; архитекторы братья О. и Г. Перре), дом З. Г. Морозовой в Москве (1896, архитектор Ф. О. Шехтель).
В скульптуре образы становятся более условными и отвлеченными. Пристрастие модерна к живым органическим формам выразилось в стремлении создать ощущение текучей пластической массы, словно находящейся в процессе становления и обретающей законченную форму на глазах у зрителя (О. Роден, А. Майоль, А. Бурдель, А. С. Голубкина). Значительно чаще стали использовать дерево и керамику («Лесная серия» С. Т. Коненкова, 1907). Мастера модерна часто прибегали к окраске скульптуры. Получила развитие пластика малых форм, предназначенная для украшения интерьера (статуэтки А. Майоля, О. Родена, майоликовые изделия Врубеля и фарфоровые статуэтки К. А. Сомова).
В живописи предвестниками модерна были П. Гоген и А. де Тулуз-Лотрек. На стилистику модерна оказало влияние японское искусство: характерная для него асимметрия, уплощенность пространства, особое значение пауз и пустот. Стиль воплотился в творчестве художников группы «Наби», Венского сецессиона, участников художественных объединений Берлина, Мюнхена, Дармштадта в Германии, М. А. Врубеля, мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы» в России. Для их произведений характерны графичность, отточенность линии, узорно-орнаментальные композиции, локальные пятна цвета, отказ от передачи глубины пространства и световоздушной среды. Картины, изображавшие подчеркнуто условный, сказочный мир, стремились превратиться в монументально-декоративные панно (триптих П. Боннара «Средиземное море»). Исчезло разделение видов и жанров искусства на высокие и низкие. Разочарование в позитивизме в философии и реализме в живописи привели к изменению круга сюжетов и тем. Не реальная жизнь, а мифологические, библейские, литературные сюжеты привлекали внимание художников («Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова; цикл панно «История Психеи» М. Дени). Мастера часто стремились воплотить в своих произведениях фантастическое, чудесное (М. А. Врубель). Многие картины пронизаны бурной стихией чувств («Вихрь» Ф. А. Малявина, «Крик» Э. Мунка, 1893). Подчас в них эстетизируются зло и порок (образы А. де Тулуз-Лотрека, К. Ван-Донгена, тема Демона у Врубеля). Женские образы обольстительны и опасны, как «цветы зла», обрекающие на смерть и страдания («Саломея» О. Бердсли, «Юдифь» Г. Климта). Расцвет переживает театрально-декорационное искусство, в котором добились триумфального успеха художники «Мира искусства».
В рамках модерна существовало много разных направлений. Одним из них был неоромантизм, стремившийся возродить стили прошлых эпох. В России в рамках неоромантизма существовали «неорусский стиль» (В. М. Васнецов, С. В. Малютин, Н. К. Рерих, А. Я. Головин и др.) и неоготика. В последние годы господства модерна на первое место выдвинулось направление «неоклассицизм».
Теоретический фундамент модерна был заложен в Англии трудами Дж. Рескина и У. Морриса, выдвинувшими утопическую идею преобразования жизни по законам красоты. Эта идея была с воодушевлением воспринята деятелями культуры разных стран (О. Редон, М. Дени, М. Клингер, Ф. Ходлер, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, художники объединения «Мир искусства»). Созданная У. Моррисом фирма «Моррис и Ко» (1861), а затем мастерские «искусств и ремесел» начали производить предметы в стиле модерн. Выполненные вручную выдающимися художниками уникальные изделия должны были противостоять обезличенной массовой фабричной продукции. Благодаря издававшемуся У. Моррисом журналу «The Studio» деятельность мастерских обрела мировую известность и стала образцом для подражания. Вскоре подобные предприятия возникли в Германии (в Дармштадте) и в России (в Абрамцево и Талашкино). Способствовали популяризации модерна и повсеместно издававшиеся журналы по искусству (в России – «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» и др.). Декоративно-прикладное творчество заняло главенствующие позиции и оказывало влияние на другие виды искусства (Э. Галле, А. ван де Вельде, Р. Лалик, Ч. Макинтош, Л. Тиффани, С. В. Малютин, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, Е. Д. Поленова; изделия фирмы Фаберже). Именно в это время возник сам термин «декоративно-прикладное искусство». Небывалый подъем переживали плакат, книжная и журнальная иллюстрация (А. Муха, А. де Тулуз-Лотрек, О. Бердсли, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере).
Модерн претендовал на роль наследника всех художественных традиций прошлых эпох, не только Европы, но и Древнего Востока, Африки, Японии. Однако, в отличие от представителей эклектики, мастера модерна не копировали образцы искусства прошлого, а черпали в них мотивы и художественные приемы, которые подвергались свободной интерпретации и становились органичным элементом современного искусства. Синтез всего предшествующего эстетического опыта значительно обогатил художественный язык модерна.
Для модерна характерно обилие и разнообразие орнаментов и стремление превратить природные формы в узор. Любимыми орнаментальными мотивами были волна, цветок, узор павлиньего хвоста, изгиб лебединой шеи и т. п. В России были также популярны изображения обитателей Севера: оленей, белых медведей, тюленей (панно К. А. Коровина для выставочных павильонов в Нижнем Новгороде, 1886, и Париже, 1900). Фигуры и предметы уподоблялись гибким растениям. Длинная, упруго изгибающаяся, охватывающая все изображение неотрывная линия (т. н. «удар бича») стала отличительным признаком произведений в стиле модерн (ковер с вышивкой в виде цикламена Г. Обриста, 1895; графика О. Бердсли, декор в зданиях В. Орта и Г. Гимара). О. Рескин утверждал, что подобные линии ассоциируются «с жизнью и организмом», так как они подобны биологическим формам без сочленений и разрывов.
В архитектуре возникли новые типы сооружений: вокзалы (Ярославский вокзал в Москве, архитектор Ф. О. Шехтель, 1902–04); доходные многоэтажные дома (Каса Мила в Барселоне, архитектор А. Гауди, 1906–10; жилой дом в Париже, архитектор О. Перре, 1903); выставочные помещения (Зал в Дармштадте, 1908; Венский Сецессион, 1899; оба – архитектор Й. Ольбрих); большие магазины («Инновасьон» в Брюсселе, 1901, архитектор В. Орта; торговый дом кампании «Зингер» в Санкт-Петербурге, 1901–04, архитектор П. Ю. Сюзор). Для зодчества модерна характерна асимметричная композиция, в которой соединяются разные по формам и масштабам объемы; применение новых конструкций и материалов (в том числе металлических каркасов). В декоре фасадов используются гнутые железные полосы, витражи, узорные поливные керамические плитки («Майоликовый дом», в Вене, 1899, архитектор О. Вагнер; гостиница «Метрополь» в Москве, украшенная майоликовыми панно Врубеля и Головина, 1899–1903, архитектор В. Ф. Валькот). Новая тема в архитектуре модерна – жилой дом человека «среднего класса» (любителя искусств, коллекционера или художника), сопоставимый по своему эстетическому совершенству с дворцами прошлых эпох. В 1901 г. в Дармштадте состоялся конкурс на проект дома «любителя искусств», в котором победили английские архитекторы Чарльз Макинтош и Бейли Скотт. Подобные дома многие художники строили для себя (Ф. Штук, А. ван де Вельде, Ф. О. Шехтель). Большой известностью пользовался дом У. Морриса. В Москве архитектор А. И. Таманян построил дом для князя С. А. Щербатова (1911–13), который был признан лучшей современной городской постройкой. Интерьер со всеми деталями обстановки, вплоть до оконных рам и дверных ручек, стал рассматриваться как целостное художественное произведение («Павлинья комната» в Лондоне, 1877; проект Т. Джекилля, оформление Дж. Уистлера). Яркими образцами синтеза искусств стали Театр Елисейских полей (1911–13; архитекторы братья О. и Г. Перре), дом З. Г. Морозовой в Москве (1896, архитектор Ф. О. Шехтель).
В скульптуре образы становятся более условными и отвлеченными. Пристрастие модерна к живым органическим формам выразилось в стремлении создать ощущение текучей пластической массы, словно находящейся в процессе становления и обретающей законченную форму на глазах у зрителя (О. Роден, А. Майоль, А. Бурдель, А. С. Голубкина). Значительно чаще стали использовать дерево и керамику («Лесная серия» С. Т. Коненкова, 1907). Мастера модерна часто прибегали к окраске скульптуры. Получила развитие пластика малых форм, предназначенная для украшения интерьера (статуэтки А. Майоля, О. Родена, майоликовые изделия Врубеля и фарфоровые статуэтки К. А. Сомова).
В живописи предвестниками модерна были П. Гоген и А. де Тулуз-Лотрек. На стилистику модерна оказало влияние японское искусство: характерная для него асимметрия, уплощенность пространства, особое значение пауз и пустот. Стиль воплотился в творчестве художников группы «Наби», Венского сецессиона, участников художественных объединений Берлина, Мюнхена, Дармштадта в Германии, М. А. Врубеля, мастеров «Мира искусства» и «Голубой розы» в России. Для их произведений характерны графичность, отточенность линии, узорно-орнаментальные композиции, локальные пятна цвета, отказ от передачи глубины пространства и световоздушной среды. Картины, изображавшие подчеркнуто условный, сказочный мир, стремились превратиться в монументально-декоративные панно (триптих П. Боннара «Средиземное море»). Исчезло разделение видов и жанров искусства на высокие и низкие. Разочарование в позитивизме в философии и реализме в живописи привели к изменению круга сюжетов и тем. Не реальная жизнь, а мифологические, библейские, литературные сюжеты привлекали внимание художников («Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова; цикл панно «История Психеи» М. Дени). Мастера часто стремились воплотить в своих произведениях фантастическое, чудесное (М. А. Врубель). Многие картины пронизаны бурной стихией чувств («Вихрь» Ф. А. Малявина, «Крик» Э. Мунка, 1893). Подчас в них эстетизируются зло и порок (образы А. де Тулуз-Лотрека, К. Ван-Донгена, тема Демона у Врубеля). Женские образы обольстительны и опасны, как «цветы зла», обрекающие на смерть и страдания («Саломея» О. Бердсли, «Юдифь» Г. Климта). Расцвет переживает театрально-декорационное искусство, в котором добились триумфального успеха художники «Мира искусства».
В рамках модерна существовало много разных направлений. Одним из них был неоромантизм, стремившийся возродить стили прошлых эпох. В России в рамках неоромантизма существовали «неорусский стиль» (В. М. Васнецов, С. В. Малютин, Н. К. Рерих, А. Я. Головин и др.) и неоготика. В последние годы господства модерна на первое место выдвинулось направление «неоклассицизм».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007