Модернизм
Модернизм
общее наименование направлений литературы и искусства конца XIX – XX в., отошедших от традиционных понятий и выступающих за новый подход в отражении бытия(экспрессионизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм и т.д.).
Модернизм
(от фр. «новейший, современный») – общее наименование направлений в литературе и искусстве конца XIX-XX вв.(кубизм, авангардизм, сюрреализм, дадаизм, футуризм, экспрессионизм), характеризующихся разрывом с традициями реализма, выступающих за новый подход в отражении бытия.
Модернизм
понятие, которое используется для обозначения всего комплекса авангардных направлений искусства и литературы ХХ вв. Основные черты модернизма – антиреализм, мистицизм, абсурдность, парадоксальность, апокалиптизм и др. Основные направления – кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, абстракционизм, экспрессионизм и др.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МОДЕРНИЗМ
общее обозначение направлений искусства и литературы конца XIX—начала XX вв.: кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и др. Тот же термин применяется для обозначения направления в католицизме конца XIX—начала XX вв. Стремился к обновлению католического вероучения, согласованию его с современным научным и философским мышлением.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МОДЕРНИЗМ
в искусстве и литературе XX в.-совокупность попыток отойти от художественных традиций XIX в., предпринятых впервые еще в конце этого столетия (см. АВАНГАРДИЗМ). Новации были связаны более всего с поисками новых форм и методов. В живописи М. связан с утерей фигуративное™ (см. АБСТРАКЦИОНИЗМ). В литературе он проявился в отказе от обычного повествования в пользу метода ПОТОК СОЗНАНИЯ. В театре с ним связано появление ДРАМЫ АБСУРДА. В музыке М. привел к попыткам заменить традиционные тональности атональностью. Но только в архитектуре М. стал ведущим направлением. Его основные принципы здесь-подчинение формы функции, что, например, означало отказ от всякой внешней декоративности, и верность материалу, что требовало от архитектора выявлять материал, а не маскировать его (см. «БАУХАУЗ», ГРОПИУС, ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, МИС ВАН ДЕР РОЭ). Критики М. обвиняют его в формализме, жесткости и антигуманности. В итоге в конце XX в. появился ПОСТМОДЕРНИЗМ.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
МОДЕРНИЗМ
фр. modernisme, от moderne – новейший, современный), обобщающее название новых художественных течений кон. 19 – нач. 20 в., порвавших с традиционным искусством, отказавшихся следовать натуре и утверждавших новизну и оригинальность художественного видения.
Зарождение модернизма относится к 1860-м гг., когда с реформой живописи выступили импрессионисты, а в архитектуре появились каркасная конструкция и железобетон. Термин охватывает такие направления искусства 20 в., как фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, абстракционизм и др. Для представителей модернизма характерен интерес к новизне изобразительных средств, творческим экспериментам.
Термин «модернизм» получил распространение в советской эстетике и критике со второй пол. 1950-х гг. и имел первоначально негативное значение, будучи синонимом «шарлатанства» в искусстве.
В 1960-е гг. наступило время постмодернизма, стремившегося стереть грани между высокой и массовой культурой.
Зарождение модернизма относится к 1860-м гг., когда с реформой живописи выступили импрессионисты, а в архитектуре появились каркасная конструкция и железобетон. Термин охватывает такие направления искусства 20 в., как фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, абстракционизм и др. Для представителей модернизма характерен интерес к новизне изобразительных средств, творческим экспериментам.
Термин «модернизм» получил распространение в советской эстетике и критике со второй пол. 1950-х гг. и имел первоначально негативное значение, будучи синонимом «шарлатанства» в искусстве.
В 1960-е гг. наступило время постмодернизма, стремившегося стереть грани между высокой и массовой культурой.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
МОДЕРНИЗМ
(фр. Modernism — новейший) — совокупность художественных стилей в искусстве XX в., противопоставивших себя искусству прошлого и включающих в себя несколько относительно самостоятельных идейно художественных направлений и течений, различных по своим социальным масштабам и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, аб-стракционизм и др.).
Зарождение модернизма как самостоятельного явления мировой художественной культуры совпало со временем появления новых тенденций в европейском искусстве (каркасные конструкции в архитектуре, им-прессионизм в живописи и т.д.). Его развитие в первые десятилетия XX в. происходило в форме ряда направлений, утверждавших его принципы (фовизм, кубизм, конструктивизм). После второй мировой войны разви-тие модернизма выразилось в творческих поисках аб-страктного экспрессионизма, поп-арта и др.
Характерными чертами модернизма являются стрем-ление к эстетизациии окружающей человека среды, под-черкнутая активность воздействия на жизненные процессы, зрелищность и декоративность, акцент на индивидуальность художника. При этом общей чертой всех направлений модернизма стало увлечение фор-мально-пластическими, композиционными и колористическими проблемами художественного творчества, целью которого признается создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну выразительных средств изобразительного языка. Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства (коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на возникновение и творчество постмодернизма.
Зарождение модернизма как самостоятельного явления мировой художественной культуры совпало со временем появления новых тенденций в европейском искусстве (каркасные конструкции в архитектуре, им-прессионизм в живописи и т.д.). Его развитие в первые десятилетия XX в. происходило в форме ряда направлений, утверждавших его принципы (фовизм, кубизм, конструктивизм). После второй мировой войны разви-тие модернизма выразилось в творческих поисках аб-страктного экспрессионизма, поп-арта и др.
Характерными чертами модернизма являются стрем-ление к эстетизациии окружающей человека среды, под-черкнутая активность воздействия на жизненные процессы, зрелищность и декоративность, акцент на индивидуальность художника. При этом общей чертой всех направлений модернизма стало увлечение фор-мально-пластическими, композиционными и колористическими проблемами художественного творчества, целью которого признается создание принципиально оригинальных произведений, несущих внутреннюю свободу и новизну выразительных средств изобразительного языка. Модернизм открыл и освоил многие новые художественные средства (коллаж, ассоциативный монтаж и др.), оказавшие существенное влияние на возникновение и творчество постмодернизма.
МОДЕРНИЗМ
франц. modernisme) в религии - течение, сторонники к-рого считают необходимым приспособление религ. вероучения к уровню совр. науки и к новым явлениям в обществ. жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католич. М. возник в кон. 19 - нач. 20 вв., виднейшими его представителями были во Франции - А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии - Г. Шелль, в Англии - Дж. Тиррелл, в Италии - Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Осн. положения католич. М.: религия создается человеком; библия - не боговдохновенная книга и Моисей не ее автор; Христос не был сыном бога, а был евр. Мессией, зачинателем религ. движения; христ. догматы не имеют значения вечных истин, а развиваются в связи с прогрессом общества; церковь должна отказаться от грубо-чувственных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом М. не отказался от веры в сверхъестественное). Нек-рые представители М. (напр., А. Луази) отвергали положение о верх. власти папы, о его непогрешимости, выступали против смешения религ. вопросов с политическими. В 1907 Ватикан осудил М. как "синтез всех ересей" декретом "Lamentabili" (2-м "Силлабусом") и энцикликой "Pascendi". Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их соч. были включены в "Индекс запрещенных книг". В 1910 Ватикан ввел антимодернистскую присягу для проф. католич. богословских ф-тов, служащих епископских курий и др. В США М. в католицизме принял своеобразную форму и был назван его противниками в Ватикане "ересью американизма". Католич. церковь, официально осудившая М., сама (ради сохранения влияния на верующих) вынуждена приспосабливаться к изменившимся в мире условиям, учитывать успехи науки и обществ. прогресс. Вопросы приспособления и "обновления" были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962-65). Течение, аналогичное М., существует также в протестантизме, иудаизме и в др. религиях. Лит.: Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915; Булгаков С., Кризис христианства в совр. протестантизме, М., 1911; Керенский В., Римско-католич. модернизм, Харьков, 1911; Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-философ. мысли в совр. Франции, М., 1915; Шейнман М., Модернизм и модернизация в католицизме, Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., 1958, т. 2; The programme of modernism, L.-Lpz., 1908; Reardon B. М., Roman catholic modernism; a retrospect, "Quarterly Review", 1955, No 604; Moehlman C. Н., Liberal protestantism, в кн.: Living schools of religion, Ames (Iowa), 1956. M. M. Шейнман. Москва.
МОДЕРНИЗМ
от франц. moderne – новый, современный), движение в литературе и искусстве 20 в. Этапы истории литературы, предваряющие модернизм – декадентство и авангардизм, иногда рассматривают в качестве ранних стадий модернизма. Модернизм объединяет различные течения и идеи, но общим для всех его представителей остается вера в то, что современный человек оторван от общества, в котором он живет, от окружающего мира, он замкнут, одинок, постоянно ощущает свою беспомощность и абсурдность своего существования. Напр., в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота» главный герой Рокантен неожиданно ощущает неприятность, отвратительность всех окружающих его вещей, они как бы перестают быть сами собой, превращаясь в восприятии героя в размягченную, омерзительную массу.
Писатели-модернисты заняты поисками гармонии в этом мире, который подавляет человека своим абсурдом. Каждый из них предлагает свой путь. Например, цикл романов М. Пруста, объединенных общим названием «В поисках утраченного времени», посвящен воспоминаниям писателя о его детстве, описанном до мельчайших подробностей, с многочисленными ответвлениями, уточнениями и вставными историями, – детство представляется как утраченный во взрослой жизни мир гармоничных взаимоотношений с миром и собой. Другой возможный путь – изображение современной жизни как проявления общих закономерностей человеческого бытия. В романе Дж. Джойса «Улисс» главный герой, обычный житель Дублина, является в то же самое время и легендарным царем и путешественником Одиссеем, а его жена – Пенелопой. Так современные проблемы и коллизии накладываются на мифологические архетипы сознания. Гармонию можно найти и в кризисных ситуациях, когда человек, забыв о связывающих его абсурдных правилах и установлениях общества, вновь становится самим собой, – так решает проблему А. Камю в повести «Посторонний», показав человека в день, когда он совершает беспричинное убийство, а затем тогда, когда ему выносят смертный приговор. Герой романа В. Вулф «К маяку» находит утраченную гармонию с миром в семейной жизни, но уже после того, как эта жизнь потеряна навсегда: его жена умерла, дети разъехались. В поисках гармонии у многих писателей звучат ностальгические нотки, сожаление об ее утрате. Но иногда попытка обрести гармонию приводила к совершенно неожиданным результатам – скандальным стал роман Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», в котором автор пытался показать простоту и гармоничность отношений между мужчиной и женщиной.
Другая группа мотивов, характерных для модернизма, – не поиск гармонии в мире (возможно, она в принципе недостижима), но изображение его таким абсурдным, какой он есть, и даже еще более абсурдным. В рамках модернизма развивается литература абсурда и особенно драматургия абсурда. Главные ее представители – Э. Ионеско и С. Беккет. В пьесах Э. Ионеско герои ведут совершенно бессмысленные диалоги, совершают необъяснимые поступки; например, герои пьесы «Лысая певица» чрезвычайно удивляются тому, что человек завязывает шнурок на ботинке, распахивают дверь без нужды, но не открывают ее в ответ на дверной звонок и т. д. Герои С. Беккета попадают в абсурдные ситуации; например, вся пьеса «В ожидании Годо» строится на том, что группа людей ждет человека по имени Годо, который так и не приходит. В русской литературе вершинными проявлениями литературы и театра абсурда стало творчество «обэриуитов», в первую очередь Д. И. Хармса. Аллегорическое изображение бессмысленности жизни современного человека представлено в рассказах и романах Ф. Кафки «Замок» и «Процесс», которые по жанру близки притчам: напр., сюжет рассказа «Превращение» – превращение чиновника, обычного служащего в отвратительное насекомое. Элементы модернизма очевидны в творчестве А. П. Платонова 1930-х гг. («Чевенгур», «Котлован»), в поздних произведениях А. А. Ахматовой («Энума элиш. Пролог, или Сон во сне»).
Философские предпосылки модернизма связаны с экзистенциализмом и фрейдизмом. Писатели Ж.-П. Сартр и А. Камю являются, наряду с М. Хайдеггером, крупными философами-экзистенциалистами. Основная идея экзистенциализма, получившая отражение в модернизме, – заброшенность человека в мире, его одиночество и тяжкое бремя ответственности за свое существование. Фрейдизм повлиял на модернизм открытием сферы подсознательного и бессознательного в человеке: поступки людей далеко не всегда имеют рациональное объяснение, даже наоборот, они в большинстве своем иррациональны. Истоки модернизма следует видеть и в философских системах Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля. С модернистскими концепциями человека полемизировали Т. Манн («Доктор Фаустус»), Г. Гессе («Игра в бисер»).
Модернизм привнес много нового не только в содержание литературы, но и в набор приемов, которыми она располагает. Его открытием является «поток сознания» (впервые в романе Дж. Джойса «Улисс», в главе «Пенелопа»), совмещение сиюминутного восприятия и воспоминания (прием, на котором основан роман В. Вулф «К маяку», – герой смотрит на свой дом и вспоминает, каким он был до смерти жены, когда вся семья еще была вместе). Модернизм существенно расширил пространственно-временные границы художественного произведения: если раньше повествование, как правило, ограничивалось одним, максимум двумя планами, то теперь появился монтаж нескольких планов, их сложное совмещение, наложение, пересечение. Небывалое развитие получил внутренний монолог героя, изложение его мыслей, переживаний, ставшее настолько значительным в произведении, что автор и авторская точка зрения в модернизме отодвинулись на второй план.
В позднем модернизме стали популярны антижанры: антироман, антидрама – произведения, чья задача состоит в отрицании всех стереотипов романа или драмы, отрицании приемов, способов изображения и т. п.
Писатели-модернисты заняты поисками гармонии в этом мире, который подавляет человека своим абсурдом. Каждый из них предлагает свой путь. Например, цикл романов М. Пруста, объединенных общим названием «В поисках утраченного времени», посвящен воспоминаниям писателя о его детстве, описанном до мельчайших подробностей, с многочисленными ответвлениями, уточнениями и вставными историями, – детство представляется как утраченный во взрослой жизни мир гармоничных взаимоотношений с миром и собой. Другой возможный путь – изображение современной жизни как проявления общих закономерностей человеческого бытия. В романе Дж. Джойса «Улисс» главный герой, обычный житель Дублина, является в то же самое время и легендарным царем и путешественником Одиссеем, а его жена – Пенелопой. Так современные проблемы и коллизии накладываются на мифологические архетипы сознания. Гармонию можно найти и в кризисных ситуациях, когда человек, забыв о связывающих его абсурдных правилах и установлениях общества, вновь становится самим собой, – так решает проблему А. Камю в повести «Посторонний», показав человека в день, когда он совершает беспричинное убийство, а затем тогда, когда ему выносят смертный приговор. Герой романа В. Вулф «К маяку» находит утраченную гармонию с миром в семейной жизни, но уже после того, как эта жизнь потеряна навсегда: его жена умерла, дети разъехались. В поисках гармонии у многих писателей звучат ностальгические нотки, сожаление об ее утрате. Но иногда попытка обрести гармонию приводила к совершенно неожиданным результатам – скандальным стал роман Д. Г. Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей», в котором автор пытался показать простоту и гармоничность отношений между мужчиной и женщиной.
Другая группа мотивов, характерных для модернизма, – не поиск гармонии в мире (возможно, она в принципе недостижима), но изображение его таким абсурдным, какой он есть, и даже еще более абсурдным. В рамках модернизма развивается литература абсурда и особенно драматургия абсурда. Главные ее представители – Э. Ионеско и С. Беккет. В пьесах Э. Ионеско герои ведут совершенно бессмысленные диалоги, совершают необъяснимые поступки; например, герои пьесы «Лысая певица» чрезвычайно удивляются тому, что человек завязывает шнурок на ботинке, распахивают дверь без нужды, но не открывают ее в ответ на дверной звонок и т. д. Герои С. Беккета попадают в абсурдные ситуации; например, вся пьеса «В ожидании Годо» строится на том, что группа людей ждет человека по имени Годо, который так и не приходит. В русской литературе вершинными проявлениями литературы и театра абсурда стало творчество «обэриуитов», в первую очередь Д. И. Хармса. Аллегорическое изображение бессмысленности жизни современного человека представлено в рассказах и романах Ф. Кафки «Замок» и «Процесс», которые по жанру близки притчам: напр., сюжет рассказа «Превращение» – превращение чиновника, обычного служащего в отвратительное насекомое. Элементы модернизма очевидны в творчестве А. П. Платонова 1930-х гг. («Чевенгур», «Котлован»), в поздних произведениях А. А. Ахматовой («Энума элиш. Пролог, или Сон во сне»).
Философские предпосылки модернизма связаны с экзистенциализмом и фрейдизмом. Писатели Ж.-П. Сартр и А. Камю являются, наряду с М. Хайдеггером, крупными философами-экзистенциалистами. Основная идея экзистенциализма, получившая отражение в модернизме, – заброшенность человека в мире, его одиночество и тяжкое бремя ответственности за свое существование. Фрейдизм повлиял на модернизм открытием сферы подсознательного и бессознательного в человеке: поступки людей далеко не всегда имеют рациональное объяснение, даже наоборот, они в большинстве своем иррациональны. Истоки модернизма следует видеть и в философских системах Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля. С модернистскими концепциями человека полемизировали Т. Манн («Доктор Фаустус»), Г. Гессе («Игра в бисер»).
Модернизм привнес много нового не только в содержание литературы, но и в набор приемов, которыми она располагает. Его открытием является «поток сознания» (впервые в романе Дж. Джойса «Улисс», в главе «Пенелопа»), совмещение сиюминутного восприятия и воспоминания (прием, на котором основан роман В. Вулф «К маяку», – герой смотрит на свой дом и вспоминает, каким он был до смерти жены, когда вся семья еще была вместе). Модернизм существенно расширил пространственно-временные границы художественного произведения: если раньше повествование, как правило, ограничивалось одним, максимум двумя планами, то теперь появился монтаж нескольких планов, их сложное совмещение, наложение, пересечение. Небывалое развитие получил внутренний монолог героя, изложение его мыслей, переживаний, ставшее настолько значительным в произведении, что автор и авторская точка зрения в модернизме отодвинулись на второй план.
В позднем модернизме стали популярны антижанры: антироман, антидрама – произведения, чья задача состоит в отрицании всех стереотипов романа или драмы, отрицании приемов, способов изображения и т. п.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006