ОБРАЗ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОБРАЗ
результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека, способ и форма освоения действительности в искусстве. В религии — изображение лика Иисуса Христа, Богоматери, святого (икона).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Образ
Господь сотворил людей по Своему образу и подобию. Об Иисусе Христе говорится, что Он является образом Божьим. Слово «образ» означает полное сходство, подобно сходству рисунка печати и отпечатка с нее. Первоначально люди были подобны Богу в своем знании, чистоте и блаженстве. К сожалению, высшие черты этого образа затмил первородный грех. Однако и до наших дней черты Божьего образа проявляются у некоторых людей в виде ума и прочих положительных черт личности, в том числе во владычестве над низшими тварями и духовном бессмертии. Точным образом Отца Небесного является Господь наш Иисус Христос, который обладает всеми Божьими совершенствами и Его славой.

Источник: Православная энциклопедия.

ОБРАЗ
Быт 1:26,27). В книге Бытия говорится, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится, что Он есть образ Божий (Кол 1:15). Слово образ выражает совершенно полное и точное сходство, подобное тому какое существует между печатью и отпечатком ее. Человек первоначально Обладал образом Божиим в своем знании, в своей чистоте и в своем блаженстве. Высшие духовные черты образа Божия затмились в нем чрез грех и падение, но еще и доселе многие черты образа Божия появляются в падшем человечестве в его уме, его личности, его владычестве над низшими тварями и наконец в его бессмертии. Господь Иисус Христос обладает всеми совершенствами Божиими и славою, и потому Он точный образ Отца Небесного. По изъяснении ап. Павла, образ Божий состоит в праведности и святости истины (Еф. 4:24).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ОБРАЗ
воссоздание, изображение в художественном произведении любых предметов, объектов: людей, других живых существ, явлений предметного мира (образы природы, образы городов, образы вещей и т. д.). Образ – одна из основных категорий литературоведения. Понятие «образ» не является исключительно литературоведческим термином; оно употребляется и в искусствоведении, и в музыковедении: принято говорить о живописных, скульптурных, архитектурных и музыкальных образах, хотя в архитектуре и музыке не воссоздаются предметы реального мира. Понятие «образ» употребляется также в психологии для обозначения конкретно-чувственных представлений о каких-либо предметах (реальных или воображаемых) в сознании человека.
Образ не является простой копией реально существующего предмета. Это всегда художественное обобщение. Так, безымянный уездный город в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» – не описание единичного действительно существующего российского города, известного автору, а художественная модель русского провинциального города вообще, в конечном счете – модель всей современной писателю России. Значение образа не заключено лишь в нем самом, оно неразрывно связано с его окружением, с контекстом в произведении. Например, в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» куст репейника (татарник) – не просто изображение растения. Репейник, поврежденный, но стойкий, ассоциируется с горцем Хаджи-Муратом, до последнего мига мужественно бившимся со своими врагами.
В каждом художественном произведении существует иерархически выстроенная система образов. Минимальный, мельчайший образ, «кирпичик» в составе целого – здания художественного текста, – отдельное слово или выражение, употребленное не в прямом, а в переносном смысле, т. е. троп. В строках из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Пчела из кельи восковой/Летит за данью полевой» выражения «келья восковая», обозначающее соты, и «дань полевая», подразумевающее собираемый пчелою цветочный нектар, – это метафорические образы (см. Метафора). Образ – это не только троп, но и многозначное слово или выражение. Многозначность, приращение смысла – отличительная черта образа. Более высокий уровень художественной образности – описание, изображение отдельных объектов – персонажей, вещей и т. д. Однако в своем единстве такие образы также создают новый образ, принадлежащий к еще более высокому уровню художественной структуры произведения. К примеру, из образов обитателей губернского города NN и из образов городского пространства – описаний домов, бульвара и т. д. в 1-м т. поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» создается единый образ этого губернского города. Но и сам этот образ, наряду с образами Чичикова, помещиков, крестьян, с образами русской природы, – часть грандиозного образа России.
Изображенный в произведении мир во всей его цельности может рассматриваться как единый образ. Образ – элемент произведения, принадлежащий и к его форме, и к его содержанию. Образ неразрывно связан с идеей произведения или с авторской позицией в произведении. Он одновременно является и конкретным, чувственным представлением, и воплощением идеи. Образ всегда конкретен, а не абстрактен, в отличие от идеи, но он не обязательно должен вызывать определенное, четкое зрительное представление об изображаемом предмете.
Особый вид образа – образы, заключающие в себе переносные, иносказательные смыслы: аллегория и символ. Образ не обязательно символичен, но всякий символ всегда есть образ. Иногда образ, в котором органично соединены внешнее и внутреннее, форма и смысл, противопоставляется аллегории, в которой прямое и иносказательное значение связаны поверхностно. Так, немецкий философ Г. В. Ф. Гегель в «Лекциях по эстетике» писал: «Аллегория в такой степени делает ясность смысла своей господствующей целью, что олицетворение и его атрибуты оказываются низведенными до уровня чисто внешнего знака. Образное выражение делает наглядным ясно осознаваемый смысл в форме родственного внешнего явления, и делает это так, что при этом возникает не задача, требующая решения, а такая образность, через которую с полной ясностью просвечивает представляемый смысл, обнаруживая себя тем, что он есть на самом деле».
Образ – это не сам описанный в произведении предмет (напр., герой), а именно его изображение. Так, понятие «образ персонажа» это не то, как действует, чувствует и мыслит персонаж, а то, как он создан автором с помощью определенных литературных приемов. В образ персонажа входит и авторская оценка героя, и средства его изображения: описание внешности (портрет), речевая характеристика (как герой говорит), восприятие героя другими персонажами, оценка его автором. Иногда существенную роль в создании образа персонажа играют его значимые имя и фамилия, как, напр., в классицистической комедии и отчасти в более поздней драматургии. Так, в драме А. Н. Островского «Гроза» главная героиня, искупающая свой грех покаянием, носит имя «Катерина» («Екатерина» по-гречески «всегда чистая»), фамилия тиранящей ее свекрови – Кабанова (ассоциации с «грубым» животным, кабаном), а имя ее безвольного мужа – Тихон (ассоциации со словом «тихий»).
Понятие «образ» неоднократно подвергалось в науке о литературе критике как недостаточно определенное и иногда отвергалось как ненужное. Однако, как показывает опыт, анализ и истолкование художественных произведений при отказе от этого термина оказываются практически невозможными.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Образ-переживание», «Образ-действие», «Образ-ментальность» в кинотекстах А. Хичкока (философско-ант

Михина Анастасия Михайловна
В статье анализируется творчество А. Хичкока (1899-1980) как одного из представителей режиссёрской элиты интеллектуального кинематографа XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Человек как образ Бога, образ мира и образ миросозидания: к перспективам христианской антропологии

Ланкин Вадим Геннадьевич
В статье ставятся проблемы современной антропологии в ключе перспектив христианской идеи о человеке как образе Бога.
Читать PDF
0.00 байт

«Правило веры и образ кротости. . . »: образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и с

Бернацкий Михаил Михайлович
Сборник «Правило веры и образ кротости...
Читать PDF
0.00 байт

«Образ власти» и «Образ другого» в 1930-е гг. : политические задачи и пропаганда

Лившин Александр Яковлевич, Ложкина Анастасия Сергеевна
В статье проанализирована роль «образа другого» в формировании взглядов на власть в 1930-е годы.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Израиля и образ России: взгляд извне и изнутри

Коник С. В.
Эмпирической базой статьи послужили 157 статей русскоязычной прессы, затрагивающей проблемы «русской улицы» Израиля, и интервью с эмигрантами из России.
Читать PDF
0.00 байт

Образ Русского Севера и образ Арктики в современной культурной политике Архангельской области

Фельдт И.Н.
Статья посвящена проблеме имиджевой стратегии региона. С конца XX века ключевым в документах культурной политики Архангельской области является образ Русского Севера.
Читать PDF
0.00 байт

Образ храма как образ власти: государственный заказ в русской художественной культуре ХIХ века

Малеева Е. Н.
В статье рассматривается проблема репрезентации образа власти в формах храмовой архитектуры XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

«Образ автора» и «Образ читателя» как конструктивные признаки художественного текста (на материале р

Джавакян Вера Александровна
«Образ автора», «образ читателя», художественный текст, коммуникация, стиль.
Читать PDF
0.00 байт

Образ дома и образ города в книге П. Вайля «Гений места» (к вопросу о художественном хронотопе)

Петухова Александра Юрьевна
Своеобразие организации книги П. Вайля «Гений места» определено стремлением автора создать в произведении особое художественное пространство — пространство мировой культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Образ народа или образ социума? (социокультурная характеристика внешности персонажа художественного

Клишина Ольга Семеновна
В статье анализируются социо-демографические показатели и гендерные идеалы российского общества XIX начала XX века. В качестве этнологического источника используется проза А. П. Чехова.
Читать PDF
0.00 байт

Образ войны и образ автора в поэзии Михаила Петрова военных лет

Ванюшев Василий Михайлович
Целью работы является актуализация поэтического наследия времен Великой Отечественной войны одного из талантливых созидателей многонациональной литературы России, многогранного удмуртского писателя Михаила Петровича Петрова (1905
Читать PDF
0.00 байт

Система художественных образов в творчестве Ювана Шесталова: образ лирического героя, образ матери

Динисламова С.С.
В каждом произведении Ювана Шесталова представлена целая система художественных образов.
Читать PDF
0.00 байт

Демократия: образ мысли, образ жизни, ход истории

Додин Ефим Яковлевич
Статья Е.Я. Додина опубликована в 3-ем выпуске "Человек и власть" ежегодника "Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). М., 1992.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение «Образ жизни образ мира» как динамический фактор трансформации ментального пространства

Ходжабагиянц Татьяна Георгиевна
Рассматриваются закономерности возникновения психологических проблем, связанных с вхождением человека в инокультуру.
Читать PDF
0.00 байт

Образ России и образ Запада в сознании россиян (середина 1990-х-2007 годы)

Андреев Андрей Леонидович
Лонгитюдное исследование, проведенное сотрудниками Института социологии РАН, демонстрирует наличие определенных тенденций в изменении отношения россиян к Западу и к своей стране в период со второй половины 1990-х годов до 2007 год

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ

    от позднелат. associatio – соединение), художественный образ, возникающий в результате сочетания в тексте далеких друг от друга понятий. Обычно ассоциативный образ создается за счет набора сравнений
  • АВТОРА ОБРАЗ

    один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделенный рядом индивидуальных признаков, но не тождественный ли
  • Образ Христа

    Возникновение О. X. тесно связано с развитием специфич. христианского образного языка в недрах языч. рим. искусства. Первоначальный иудейский запрет на изображения имел силу также и для христиан. Е
  • Художественный образ

    форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осу
  • ОБЫЧАЙ, или ОБРАЗ ПОВЕДЕНИЯ

    В послебиблейский период этот термин означает нормы поведения при выполнении заповедей и обрядов, а также правил и обычаев, не упомянутых непосредственно в Торе. В более узком значении: образ пове
  • НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ

    Сюжет иконографии. По преданию, записанному церковным историком Евсевием Кесарийским, сам Иисус Христос утер Свое лицо платом и Его образ запечатлелся на ткани. Поэтому икона изображает плат – ку
  • Образ жизни

       • ??????,          общее выражение, обозначавшее всякую комнату, столовую, спальню, беседку и т. п., даже всю квартиру или целый флигель дома. Так же называлось и соглашение тяжущихся пред мировым п
  • КИНОСЪЕМКИ И.В. СТАЛИНА И ЕГО ОБРАЗ В ИГРОВОМ КИНО

    Первая, специально организованная киносъемка И.В. Сталина была проведена в день его 50‑летия в декабре 1929. Съемка производилась в Кремле. Со Сталиным были Л. Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Куйб
  • Образ Божий

    духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода воли, разумность. Образ Божий – не безличный отпечаток в н
  • ВЫНОСНОЙ (ЗАПРЕСТОЛЬНЫЙ) ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    икона Богородицы, укрепленная, как и выносной крест, на длинном древке. Выносной образ Божией Матери помещается в алтаре слева от престола и вместе с крестом выносится во время крестных ходов.
  • ВЫНОСНОЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    икона Богородицы, укрепленная, как и выносной крест, на длинном древке. Выносной образ Божией Матери помещается в алтаре слева от престола и вместе с крестом выносится во время крестных ходов.
  • НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ (УБРУС)

    икона, изображающая полотенце, на котором, по преданию, отпечатался Лик Спасителя, когда Господь отер Лицо Свое. Нерукотворный Образ считается самым точным изображением Христа. Сказание говорит, ч
  • ОБЫЧАЙ, или ОБРАЗ ПОВЕДЕНИЯ (Минhаг)

    В послебиблейский период этот термин означает нормы поведения при выполнении заповедей и обрядов, а также правил и обычаев, не упомянутых непосредственно в Торе. В более узком значении: образ пове
  • ВПЕЧАТЛЕНИЕ (ВПЕЧАТЛЕНИЕ-ОБРАЗ)

    Основная категория эстетики импрессионизма. Само возникновение понятия «импрессионизм» связано с осмыслением такой модели художественного образа как образ-впечатление. Образ-впечатление являе