ПУТЕШЕСТВИЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
В Библии упоминается о разных путешествиях, но редко о морских плаваниях (Пс 106:23, 103:26). Сухопутные путешествия на Востоке гораздо затруднительнее, чем у нас, частью в следствие недостатка там необходимой защиты от нападений хищников и разбойников, частью от недостатка хороших дорог, гостиниц и постоялых дворов. Доселе путешественники по необходимости тянутся по дорогам большими и вооруженными караванами. Во время путешествия по пустыням пользовались проводником, знакомым со страною (Чис 10:31). Жители Востока мало заботились об улучшении дорог: только пред въездом царей, в знак особой почести, дороги выравнивались и исправлялись. “Глас вопиющего в пустыне, говорит пр. Исаия: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи, стези Богу нашему” (Ис 40:3). Об ужасах во время странствования по пустыням, в Свящ. Писании содержится достаточно указаний, как например Вт 2:7, 8:15. Пс 106:4. Евреи в своей земле по населенным местам путешествовали пешком, а иногда пользовались ездою верхом на ослах и верблюдах. Дорожный экипаж (колесница) упоминается в Деян 8:28, по случаю возвращения одного вельможи Ефиопского в свою землю, приезжавшего в Иерусалим на поклонение. Путешествия Иудеев в Иерусалим из дальних мест на праздники происходили большими караванами (Мк 10:27-46, Лк 2:42-46). По причине господствовавшей вражды между Иудеями и Самарянами, Галилеяне должны были ходить в Иерусалим через Перею; но этот путь дальше, а потому иные рисковали ходить прямым путем через Самарию, но за то подвергались неприятностям и переносили различные оскорбления (Лк 17:11, Ин 4:4).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ПУТЕШЕСТВИЕ
литературный жанр, произведения которого создаются по образцу документального путешествия, а также описание происходившего в действительности путешествия. В античной и средневековой литературе наряду с реальными картинами путешественник описывал фантастические существа и явления (странствующий Одиссей встречает циклопов, Сциллу, Харибду и т. п.; в «Христианской космографии» Косьма Индикоплов (т. е. «плававший в Индию») описывает диковинных ноздророгов, телчеслонов и вельблюдопардусов; а в рассказывающей о походах Александра Македонского «Александрии» упоминаются удивительные люди и животные. В то же время среди путешествий немало произведений, содержащих наблюдения путешественников, действительно посетивших чужие земли: ценный материал о России 17 в. содержится в «Описании путешествия в Московию» А. Олеария, а сведения о Европе 17 в. – в «Путешествии» стольника П. А. Толстого. В 18 в. в Англии сложился жанр т. н. просветительского романа-путешествия, вобравшего в себя черты авантюрного, философского, бытописательного романа-воспитания («Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта). Наряду с романом-путешествием в английской литературе по-прежнему бытовало традиционное путешествие, призванное информировать читателя о других странах. Среди авторов путешествий были признанные классики, например Аддисон. Л. Стерн в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди» насмешливо отзывается о величии Аддисона и, пренебрегая его опытом, создает «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (вышедшие в 1768 г. два тома были посвящены Франции). Героя Стерна интересует не внешний вид французских селений и не французский пейзаж, а свой собственный внутренний мир; именно там происходит настоящее действие. Сентиментальный путешественник особенно чуток ко всем дорожным происшествиям, способным породить в его душе самые возвышенные чувства. По Стерну, сентиментальный путешественник – новый вид, нашедший свое место среди многочисленных разновидностей путешественников (в шутливом перечне упоминаются праздные, пытливые, лгущие, гордые, тщеславные, желчные и т. д. путешественники). Несомненно влияние «Сентиментального путешествия» на «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Сентиментальное путешествие становится одним из центральных жанров рус. сентиментализма («Путешествие в полуденную Россию в письмах, изданных Вл. Измайловым» (1800–01), «Путешествие в Малороссию» (1801) и «Другие путешествия в Малороссию» (1804) Шаликова). В эпоху романтизма появляется т. н. лирический путевой очерк («Американское путешествие» Ф. Шатобриана). В рус. литературе 19 в. из путевого очерка вышли «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова. Европейские романы-путешествия продолжали преследовать воспитательные и образовательные цели: таковы многочисленные путешествия Ж. Верна, таково и «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906–07) С. Лагерлеф. В литературе 20 в. путешествия многочисленны и разнообразны, опирающиеся на традицию и революционно-эпатажные («Путешествие на край ночи» Ф. Селина).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006