САТИРА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сатира
лат. satira) – резкое, решительное, безоговорочное осуждение и осмеяние каких-либо отрицательных явлений, приносящих вред человеку и обществу. Сатира, возникшая в народной «смеховой» культуре, проникает во все роды и многие жанры искусства.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

САТИРА
способ проявления комического в искусстве, который состоит в осмеянии явлений, представляющихся автору порочными. В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы, например С. Ювенала.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сатира
лат. блюдо с разнообразными плодами, приносимое в храм Цереры)
   жанр рим. лит., представляющий собой соединение в одном произв. смешного и серьезного, высокого и низкого, смешение стихов и прозы. С. возникла в Риме в сер. II в. до н. э. Впервые этот термин был использован Эннием, затем Луцилием и Горацием. Авторы С. широко привлекали разл. басни, притчи и анекдоты, что давало возможность более свободно говорить о совр. жизни и ее пороках. Значение обличительного жанра С. приобрела в твор-ве Персия и Ювенала.
   Лит.: Дуров В. С, Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987; Стрельникова: 98, 136 - 156.
   Е.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

САТИРА
(лат. satira — блюдо с разными плодами, смесь) — специфическая форма осуждения социальных пороков или черт характера людей, проявляющая-ся в виде остроумной насмешки. Она представляет собой особую форму отражения действительности, в основе которой лежит обличение и осмеяние отдельных сторон общественной жизни, приносящих вред человеку и обществу. Впервые этот термин использовал римский поэт III–II вв. до н.э. Энний, назвавший «сатирой» те стихотворения, в которых выражалась ав-торская точка зрения. Сатира как форма художественного освоения действительности открыта около 131 г. до н.э. Луцилием, автором 30 книг сатур, в которых он обличал страсть римской знати к роскоши и суевериям. Луцилиева сатира была использована Горацием в «Диалогах», цель которых поэт видел в том, чтобы «сказать правду, улыбаясь». В I в. до н.э. появились «Менипповы сатиры» Варрона, высмеивавшие упадок нра-вов в римском обществе. Выдающимися римскими сатириками были Петроний и Ювенал, оказавшие влияние на сатирическую литературу средневековья. Сатира, используя насмешку, иронию, сарказм, создает об-разы, наделенные высокой степенью условности, гротеска, преувеличения, гиперболизации и заострения реальных качеств. Цель сатиры — вскрыть сущность явления, противоречащую его внешнему облику, под-черкнуть внутреннюю слабость, несостоятельность, устарелость, вредность замаскированных или незамеча-емых недостатков. Особый подъем искусства сатиры произошел в XIX в. и был связан с острыми общественными коллизиями и социальными конфликтами. Тогда сформировались основные типы сатиры в изоб-разительном искусстве: карикатура, шарж, политический и бытовой плакат, журнально-газетная графика, которые получили широкое распространение в XX в.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Сатира
(лат. satura, производное от lanx satura — блюдо, наполн. всякими плодами, которое вносилось в храм Цереры), лит. жанр чисто рим. происхождения, хотя некоторыми своими элементами (ямбические стихи, диатриба) она обязана грекам. В литературе термин «С.» впервые использовал Энний. Он (и вслед за ним Пакувий) дал назв. «Satura» сборнику отдельных стихотворений, которые, несмотря на различия в содержании и метрич. структуре, преследовали общую цель — выразить личное мнение автора. Впоследствии С. стали называть и отдельное стихотворение. Луцилий в сборнике, построенном по тому же принцину, объединил стихотворения поучительного содержания с такими, в которых имелась критика времени и общества. Так в С. возник ее осн. отличительный элемент — полемически-критич. тенденция. Материал С. Луцилия многообразен: часто встречается диалогич. форма; прежняя полиметрия уступает место гекзаметру, ставшему впоследствии размером, которым писали последователи Луцилия. Высочайшего уровня совершенства луцилиева С. достигла в «Диалогах» («Sermones») Горация, этих композиционных и языковых шедеврах, с помощью которых поэт стремился «сказать правду, улыбаясь», и где вопросы практич. житейской мудрости впервые получили философское освещение. Последними значительными сатирич. поэтами этого направления были Персии и Ювенал. Гл. мишенью их критики стало разложение рим. общества. Наряду с луцилиевой в 1 в. до н. э. возникла другая форма С. — мениппова С. (satura menippea). Ее создал Варрон, опиравшийся на диатрибы популярного философа-киника Мениппа. Она также критиковала современность; по форме же представляла собой смесь стихов и прозы. Во времена Нерона эта форма получила развитие в таких трудах, как «Отыквление божественного Клавдия» («Ароcolocyntosis») Сенеки и «Сатирикон» Петрония. С. Горация, Персия и особенно Ювенала оказали сильное влияние на сатирич. литературу средневековья.

Источник: Словарь античности. 1989

САТИРА
лат. satira), один из видов комического, специфический способ изображения действительности, цель которого – раскрыть ее как нечто несообразное, несостоятельное и вызвать смех. Сатира создает образ действительности, выделяя в ней наиболее смешные или отрицательные черты. Для этого прибегает к гротеску, иронии и пр. Характерная особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.
Сатира как жанр появилась в древнеримской литературе – один из жанров лирики с обличительной направленностью. Затем она стала определять специфику многих жанров: басни, комедии, памфлета, фельетона, эпиграммы и др., она может пронизывать и любой другой жанр: сатирический рассказ, сатирический роман и т. д. Выделяется фантастическая, аллегорическая сатира – осмеяние с использованием эзопова языка, выведение реальных людей и событий под видом животных или олицетворенных понятий. Такая сатира характерна для басен. В прозе этим приемом пользовались Дж. Свифт («Путешествия Гулливера»), М. Е. Салтыков-Щедрин (сказки, «История одного города»). Психологическая сатира занимается исследованием негативных черт человеческой личности, их происхождения и природы: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В античной литературе сатира – не только жанровое образование; она проникает в комедии Плавта и Теренция, в авантюрный роман: «Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея. В средневековой литературе появились сатирические жанры фаблио и фарса; эпоха Возрождения порождает социальную сатиру. В отличие от фарса, высмеивающего смешные ситуации, и фаблио (забавных историй о нелепых положениях, в которые попадают герои), сатира Возрождения высмеивает пороки общества в целом: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, комедии У. Шекспира. Классицизм тяготеет к сатире строго очерченных типов; напр., маски ханжи, лицемера и т. д. нашли яркое выражение в комедиях Мольера. В эпоху Просвещения набирает силу философская сатира Д. Дидро, Вольтера, Ш. Монтескье, Дж. Свифта. В 19–20 вв. сатира проникает во все жанры, обличая пороки современной цивилизации: М. Твен, А. Франс, Г. Уэллс, К. Чапек, Я. Гашек, Г. К. Честертон, Б. Шоу, Г. Манн, Б. Брехт и др. Сатира модернизма имеет оттенок безысходности, насмешки над абсурдностью окружающего мира (Э. Ионеско).
В рус. литературе сатира появляется в кон. 17 в.: демократические повести «Повесть о бражнике», «Шемякин суд», «Калязинская челобитная» и стихотворения Симеона Полоцкого. В эпоху классицизма и просветительства активно работали в жанре сатиры А. Д. Кантемир, Н. И. Новиков, И. А. Крылов; сатирическое начало проникало в жанры комедии, путешествия и другие у А. Д. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, И. А. Крылова. В 19–20 вв. жанр сатиры как таковой разрабатывается редко («Сатиры в прозе» М. Е. Салтыкова-Щедрина), но сатирическое начало окрашивает жанры комедии, пародии, романа: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и «Мертвые души» Н. В. Гоголя, комедии А. Н. Островского, сатирическая поэзия журнала «Искра». В литературе 20 в. сатирические тенденции проявляются в творчестве В. В. Маяковского, М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, Е. Л. Шварца, И. Ильфа и Е. Петрова и др. Особое место в истории сатиры занимает творчество русских абсурдистов – поэтов группы ОБЭРИУ: А. И. Введенского, Д. И. Хармса.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

САТИРА
   • Sat?ra,
         старинное satura scil. lanx, означало собственно блюдо, которое referta variis multisque primitiis sacris Cereris inferebatur (Diomedes, Диомед), но затем и другие предметы, состоящие из разных специй и частей, равно как и песни разнообразного, не приведенного в порядок содержания. Поэтому это название подходит только к старейшей форме и свойству С. Самая древняя satira состояла из веселых представлений латинской молодежи, комических рассказов и песен, сопровождаемых игрой на флейте и танцами с пантомимой; таким образом, она, будучи наполовину драматической, образовала затем переходную форму от древних фесценнинских фарсов (carmina Fescennina, они были перенесены из местечка Ферценнии в Южной Этрурии в Рим и состояли из насмешек и ругательств, котрыми молодые римляне, опьяненные наслаждениями и вином, осыпали друг друга в форме попеременных стихов, которые хотя и были ритмическими, но не имели определенного размера, см. Horat. ер. 2, 1, 145 слл. и также толкователей этого места) к настоящим драмам, какие создавал и вводил Ливий Андроник. Эти драматические С. были экспромтами без единства содержания, плана и связи мыслей. Когда драма развивалась все более самостоятельно и по правилам искусства, народная драматическая поэзия перешла отчасти в ателланы, отчасти же продолжали существовать старинные народные шутки-водевили (saturae) и со временем, вероятно, стали также записываться на бумаге и достигли известной степени совершенства. Поэтому писатель ателлан Помпоний и драматические писатели Невий (Naevius) и Пакувий называются сочинителями С. (saturae). Однако мало-помалу первоначальное свойство С. значительно изменилось. Енний принялся первый за дальнейшее преобразование ее; его не драматические С., предназначенные только для читателей, имели с древними С. общими только единство содержания, формы и размера, но отличались от них большей серьезностью. Поэтому Гораций справедливо считает его изобретателем (inventor) С. (sаt. 1, 10, 48) и Graecis intacti carminis auctor (ib. 66). Но переход от древней С. (satura) к новой дидактической С. (satira) образовали стихотворения Луцилия, которые, хотя все еще представляли пеструю смесь по содержанию и по форме, но уже давали критические очерки современной жизни и приняли такое направление, которое вполне соответствовало сложившимся тогда обстоятельствам и которому следовали и другие, напр., Варрон Атацинский (Hor. sаt. 1, 10, 47); Гораций затем довел этот род поэзии до совершенства. Его примеру следовали сатирики Персий и Ювенал, С. которых сохранились. В этой новой С. мы замечаем два явления: с одной стороны, идеал, витающий в душе поэта, а с другой стороны, действительность, противящуюся этому идеалу. Выражение этого разногласия между идеалом и действительностью и производимое им впечатление у различных поэтов различны: Луцилий и Гораций остаются при этом в веселом расположении духа, Персий делается язвительным, Ювенал негодует и карает, Марциалу все это кажется забавным, Петронию комичным. Скоро после Луцилия выступил М. Теренций Варрон со своими С., которые не только возвратились к способу Енния, но зашли даже еще дальше, т. к. в них не только соединялись разные размеры, но и перемешивалась проза со стихами и в содержании была такая же пестрота с переходом от одного предмета к другому и возвращением к первому. Эта формальная особенность Варроновой С. нашла подражание в Apocolocyntosis Сенеки, в Satiricon Петрония, в Caesares Юлиана. С. Варрона примыкали к сочинениям циника Мениппа (см. Менипп, 5) из Гадары в Палестине, и поэтому некоторыми назывались satirae Cyniсае, а им самим — satirae Menippeae. Cic. acad. 1, 2, 8. Но Варрон не нашел себе подражателей; С. осталась верной тому пути, который избрал Луцилий и по которому вел и усовершенствовал ее Гораций. К главным писателям этого нового направления, кроме Горация, принадлежал, может быть, Юлий Флор; затем между Персием и Ювеналом по времени следуют Турн и Сульпиция, одновременно с Ювеналом жил Юлий Руф. К ним причисляют еще Рабирия, Силия, Габия Басса, Манлия Вописка, Деция Албина, Рустика Ельпидия и Евхерию. Сюда же до некоторой степени принадлежат метаморфозы Л. Аппулея, сочинение Тертуллиана de pallio, произведение Марциана Капеллы, стихотворения Клавдиана in Eutropium и in Ruf?num. Поэтому Квинтилиан (10, 1, 93) говорит справедливо о С.: satira quidem tota nostra est, ибо весь этот род поэзии чужд грекам и есть истинно римское произведение. ср.: Fritzsche, Einl. z. Ausg. d. Sermonen des Horaz, I, p. 7 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Гитлера необходимо было высмеять» (фильм «Великий диктатор» как сатира на тоталитаризм)

Волков Евгений Владимирович
Анализируется фильм Ч. Чаплина «Великий диктатор» (1940), в котором соединились искусство кинематографа и политическая пропаганда. Рассматривается замысел и подготовительный этап создания картины.
Читать PDF
0.00 байт

Юмор и сатира на советской эстраде 1920-х гг

Рябова Галина Николаевна
В статье рассматривается своеобразие юмора и сатиры на советской эстраде в 1920-е гг. Эстрада один из самых массовых видов искусства, в котором юмор и сатира занимают значительное место.
Читать PDF
0.00 байт

Русский юмор и сатира в Китае

Хисамутдинов Амир Александрович
Статья описывает юмористические и сатирические издания, выпускаемые в Китае русскими эмигрантами; анализируются программы журналов и их художественная ценность (первая половина XX в.).
Читать PDF
0.00 байт

Сатира как культурологический концепт в политическом коллаже

Филиппова Анна Владимировна
В статье рассматриваются особенности немецкоязычной сатиры, выраженной в коллаже.
Читать PDF
0.00 байт

Международная политическая сатира на страницах журнала «Чаян» в 1920-1930-е годы

Газизова Марина Ринатовна
Статья посвящена сатирической графике Татарстана 1920-1930-х годов.
Читать PDF
0.00 байт

Английская социальная антиутопия и сатира реставрации и раннего просвещения (1660-1714)

Эрлихсон Ирина Мариковна
В статье анализируются сюжет и жанровые особенности произведений английских авторов второй половины XVII начала XVIII веков.
Читать PDF
0.00 байт

Сатира и юмор в фольклоре адыгов

Чуякова Н. М.
Читать PDF
0.00 байт

Сатира и юмор в башкирской литературе 20-30-х гг. ХХ века

Сафиуллин А. Н.
Тема сатиры и юмора в башкирской литературе малоизученная область в литературоведении. Некоторые материалы на эту обширную тему отображались в литературоведческих изданиях, а также в сборниках по башкирской литературе.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-философская сатира в повести М. А. Булгакова «Роковые яйца»

Менглинова Лидия Борисовна
Рассматриваются структура и функции сатирического гротеска как основного стилевого приема в повести Булгакова "Роковые яйца", выявляется соотношение гротеска с парадигмой христианского апокалиптического мифа.
Читать PDF
0.00 байт

Мениппова сатира в творчестве В. В. Маяковского (на примере трагедии «Владимир Маяковский»)

Андреева Ольга Сергеевна
Рассматривается трагедия «Владимир Маяковский» в диалогической (коммуникативной) парадигме, что позволяет выделить в произведении черты мениппеи.
Читать PDF
0.00 байт

Сатира

Луков Владимир Андреевич, Федотов Олег Иванович
Энциклопедическая статья о сатире как литературном жанре.
Читать PDF
0.00 байт

Сатира в комедиях П. Скаррона

Осадчая Вера Викторовна
В данной статье рассматривается один из аспектов комического стиля П. Скаррона. В центре внимания находится сатирическая критика литератора современной ему действительности.
Читать PDF
0.00 байт

Художник и сатира

Зверева В.
Читать PDF
0.00 байт

Сатира и жанровый синкретизм в романном цикле Хольма ван Зайчика «Плохих людей нет (Евразийская симф

Дворак Максим Александрович
Данная статья посвящена исследованию концепции сатиры на актуальные особенности современной социальной проблематики в фантастических (альтернативно-исторических) романах Вячеслава Рыбакова и Игоря Алимова (псевдоним Хольм ван Зайч
Читать PDF
0.00 байт

Сатира и юмор в малых жанрах адыгейской литературы

Жачемук З. Р.
Особенности басенного жанра и сатиры, обозначившиеся в адыгейской литературе уже в 1920-1930-х годах, получили глубокое и разнообразное развитие после Великой Отечественной войны.

Похожие термины:

  • МЕНИППОВА САТИРА

    La Satyre M?nipp?e") - анонимный франц. памфлет периода религиозных войн, направленный против Католич. лиги. Названа в подражание одноименному произв. рим. писателя 1 в. до н. э. Варрона (Satirae Menippeae). Написана не
  • Сатира народная

    наряду с юмором, сатира является одной из осн. форм комического. С.Н. - это комедийная критика с позиции определенной соц. группы с целью полного отрицания осмеиваемого объекта. Смех С.Н. всегда остр
  • Бильгар Сатиро

    Известный бразильский гитарист и пропагандист национальных реалий своей страны. Он был одним из самых лучших знатоков северо–бразильского и южно–бразильского фольклора; пользовался большим ув
  • Сатирова драма

    первоначально — местные веселые сценич. представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса. Им прицепляли толстые животы, либо — (в Афинах) конские хвосты и фалло
  • САТИРОВСКАЯ ДРАМА

    первонач. местные веселые сценич. представ. на Пелопоннесе. Их основн. персонаж. были сатиры из свиты Диониса. Им прицепл. толстые животы, либо (в Афинах) конские хвосты и фаллосы. Этим персонажам был
  • САТИР I

    боспорский царь 433 /432 — 389/388 до н.э., сын и преемник Спартока I. Поддерж. тесные экономич. связи с Афинами. С. I и рабовлад. знать Боспора были гл. поставщиками хлеба на афинский рынок. При С. I был заключе
  • Сатиры

    лесные божества, внешне похожие на козлов, но с человеческими чертами. Они бродят по лесам с нимфами и преследуют их своей любовью. Сатиры — спутники Диониса; они любят пить вино и играть на музыкал
  • Сатиресий

    казенные компенсационные выплаты византийским войнам - стратиотам за участие в военных предприятиях.
  • САТИРИАЗИС

    сатир — болезненно повышенное половое влечение у мужчин с постоянным чувством половой неудовлетворенности.
  • САТИРИКОН

    еженедельный сатирический журнал, издавался в Санкт-Петербурге в 1908–14 гг. Редактор – карикатурист А. А. Радаков, затем – писатель-сатирик А. Т. Аверченко (с 1913 редактор «Нового Сатирикона»). В «Са
  • Окна сатиры РОСТА

    серия плакатов, созданных в 1919—1921 гг. советскими художниками (Д. С. Моор и др.) и поэтами (В. В. Маяковский и др.), работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — самоб
  • САТИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛОМОНОСОВА

    стихотворения, в которых Л. высмеивал своих противников и оппонентов. Первым образцом сатирической поэзии Л. является его эпиграмма ―На Шишкина. В ней Л. осуждает великосветских поэтических дилет
  • Сатир

    Satyros) - имя двух боспорских правителей из династии Спартокидов.
  • САТИРЫ, (I)

    •Satўri, сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.
  • САТИРЫ, (II)

    •Satўri, спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в