Сатиры
САТИРЫ
лесные божества, внешне похожие на козлов, но с человеческими чертами. Они бродят по лесам с нимфами и преследуют их своей любовью. Сатиры — спутники Диониса; они любят пить вино и играть на музыкальных инструментах. Младшие сатиры назывались сатирисками.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Сатиры
в мифах древних греков демоны плодородия, входящие вместе с силенами в свиту бога Диониса. Они покрыты шерстью, бородаты, с копытами, лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад; они забияки, любят вино. Часто отождествляются с силенами.
Источник: Исторический словарь
САТИРЫ
в греч. миф. демоны плодородия, составл. вместе с силенами свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлин. или лошадиными), лошадин. хвостами, с рожками или лошадин. ушами, однако торс и голова у них человеч.; символом их неиссяк. плодородия явл. фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Они забияки, любят вино. Часто отожд. с силенами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
САТИРЫ
в древнегреческой мифологии — низшие божества, полубоги, первоначально лесные и горные духи, олицетворяющие силы природы. Изображались в виде людей с козлиными рогами, ушами и носами. Демоны плодородия в свите Диониса. Похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы, тело их покрыто шерстью, иногда с хвостом и копытами. В переносном значении С. - похотливый человек.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Сатиры
I.
• Satўri,
сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela. 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.
II.
• Satўri,
спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (?????) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их ????? ??????????? ??????? ???? ??????????????, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино — их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты — фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались ??????????. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.
• Satўri,
сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela. 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.
II.
• Satўri,
спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (?????) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их ????? ??????????? ??????? ???? ??????????????, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино — их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты — фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались ??????????. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.
Сатиры
греч. satyroi)
в греческой мифологии лесные божества, сопровождавшие Диониса; отличались похотливостью; чаще всего изображались козлоногими, с небольшими рогами на голове.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В греческой мифологии демоны, вместе с силенами составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами; другие характерные черты облика сатиров - рожки на голове, лошадиный хвост и человеческий торс. Сатиры отличаются неиссякаемой похотью, постоянно преследуют нимф, не прочь выпить и подраться.
Известен миф о том, как сатир Марсий подобрал флейту, брошенную богиней Афиной. Он достиг в игре на флейте столь больших высот, что осмелился вызвать на состязание бога Аполлона. Аполлон, игравший на кифаре, победил Марсия и в наказание содрал с него кожу.
(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
* * *
В ранней греческой мифологии сатиры - это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э. Игрой сатиров с лошадиными хвостами по традиции завершалась любая драматическая трилогия - единственная полностью дошедшая до нас пьеса такого рода - это "Циклопы", приписываемые Еврипиду. По римским копиям известны несколько скульптур сатиров работы Праксителя, из которых больше других известен "Сатир, пьющий вино". Так же как Фавна и Пана, римляне изображали сатиров с козлиными ногами и рогами.
В этом виде сатиры обычно появляются и в европейской живописи, например у Тициана ("Вакх и Ариадна"), Рубенса ("Нимфы и сатиры") и Пуссена. Иногда сатиры изображались в виде детей, как, например, у Боттичелли ("Венера и Марс") и Микеланджело ("Вакх"). В Европе сатиров обычно связывали с аркадской идиллией и совершенно забывали об исходном зловещем характере этих персонажей - пожалуй, только "каликанцары" - лешие греческого фольклора сохранили характерные черты сатиров, роднящие их с кентаврами.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии лесные божества, сопровождавшие Диониса; отличались похотливостью; чаще всего изображались козлоногими, с небольшими рогами на голове.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В греческой мифологии демоны, вместе с силенами составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами; другие характерные черты облика сатиров - рожки на голове, лошадиный хвост и человеческий торс. Сатиры отличаются неиссякаемой похотью, постоянно преследуют нимф, не прочь выпить и подраться.
Известен миф о том, как сатир Марсий подобрал флейту, брошенную богиней Афиной. Он достиг в игре на флейте столь больших высот, что осмелился вызвать на состязание бога Аполлона. Аполлон, игравший на кифаре, победил Марсия и в наказание содрал с него кожу.
(Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
* * *
В ранней греческой мифологии сатиры - это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э. Игрой сатиров с лошадиными хвостами по традиции завершалась любая драматическая трилогия - единственная полностью дошедшая до нас пьеса такого рода - это "Циклопы", приписываемые Еврипиду. По римским копиям известны несколько скульптур сатиров работы Праксителя, из которых больше других известен "Сатир, пьющий вино". Так же как Фавна и Пана, римляне изображали сатиров с козлиными ногами и рогами.
В этом виде сатиры обычно появляются и в европейской живописи, например у Тициана ("Вакх и Ариадна"), Рубенса ("Нимфы и сатиры") и Пуссена. Иногда сатиры изображались в виде детей, как, например, у Боттичелли ("Венера и Марс") и Микеланджело ("Вакх"). В Европе сатиров обычно связывали с аркадской идиллией и совершенно забывали об исходном зловещем характере этих персонажей - пожалуй, только "каликанцары" - лешие греческого фольклора сохранили характерные черты сатиров, роднящие их с кентаврами.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)