Сатиры

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САТИРЫ
лесные божества, внешне похожие на козлов, но с человеческими чертами. Они бродят по лесам с нимфами и преследуют их своей любовью. Сатиры — спутники Диониса; они любят пить вино и играть на музыкальных инструментах. Младшие сатиры назывались сатирисками.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Сатиры
в мифах древних греков демоны плодородия, входящие вместе с силенами в свиту бога Диониса. Они покрыты шерстью, бородаты, с копытами, лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад; они забияки, любят вино. Часто отождествляются с силенами.

Источник: Исторический словарь

САТИРЫ
в греч. миф. демоны плодородия, составл. вместе с силенами свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлин. или лошадиными), лошадин. хвостами, с рожками или лошадин. ушами, однако торс и голова у них человеч.; символом их неиссяк. плодородия явл. фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Они забияки, любят вино. Часто отожд. с силенами.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

САТИРЫ
в древнегреческой мифологии — низшие божества, полубоги, первоначально лесные и горные духи, олицетворяющие силы природы. Изображались в виде людей с козлиными рогами, ушами и носами. Демоны плодородия в свите Диониса. Похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы, тело их покрыто шерстью, иногда с хвостом и копытами. В переносном значении С. - похотливый человек.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сатиры
    I.
   • Satўri,
         сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela. 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.
    II.
   • Satўri,
         спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (?????) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их ????? ??????????? ??????? ???? ??????????????, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино — их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты — фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались ??????????. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Сатиры
греч. satyroi)
   в греческой мифологии лесные божества, сопровождавшие Диониса; отличались похотливостью; чаще всего изображались козлоногими, с небольшими рогами на голове.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   В греческой мифологии демоны, вместе с силенами составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами; другие характерные черты облика сатиров - рожки на голове, лошадиный хвост и человеческий торс. Сатиры отличаются неиссякаемой похотью, постоянно преследуют нимф, не прочь выпить и подраться.
   Известен миф о том, как сатир Марсий подобрал флейту, брошенную богиней Афиной. Он достиг в игре на флейте столь больших высот, что осмелился вызвать на состязание бога Аполлона. Аполлон, игравший на кифаре, победил Марсия и в наказание содрал с него кожу.
   (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
   * * *
   В ранней греческой мифологии сатиры - это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э. Игрой сатиров с лошадиными хвостами по традиции завершалась любая драматическая трилогия - единственная полностью дошедшая до нас пьеса такого рода - это "Циклопы", приписываемые Еврипиду. По римским копиям известны несколько скульптур сатиров работы Праксителя, из которых больше других известен "Сатир, пьющий вино". Так же как Фавна и Пана, римляне изображали сатиров с козлиными ногами и рогами.
   В этом виде сатиры обычно появляются и в европейской живописи, например у Тициана ("Вакх и Ариадна"), Рубенса ("Нимфы и сатиры") и Пуссена. Иногда сатиры изображались в виде детей, как, например, у Боттичелли ("Венера и Марс") и Микеланджело ("Вакх"). В Европе сатиров обычно связывали с аркадской идиллией и совершенно забывали об исходном зловещем характере этих персонажей - пожалуй, только "каликанцары" - лешие греческого фольклора сохранили характерные черты сатиров, роднящие их с кентаврами.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Д. Шостакович. Вокальный цикл «Сатиры» на стихи Саши Чёрного: исполнительский разбор с точки зрения

Жабинский К.А., Потехина Е.А.
Данная публикация включает в себя методический очерк из рукописного наследия профессора С. П. Сахаровой (1936-2011), посвящённый вокальному циклу «Сатиры» Д.Д. Шостаковича на стихи Саши Чёрного.
Читать PDF
0.00 байт

Языковые средства сатиры Дж. Свифта (на материале романа «Путешествие Гулливера»)

Тбоева 3. Э.
В статье анализируется индивидуальный стиль известного английского сатирика Дж. Свифта.
Читать PDF
0.00 байт

«Игровая публицистика» Максима Соколова и искусство элитаризации сатиры

Мерзляков Р. В.
Читать PDF
0.00 байт

Своеобразие сатиры в поэме Мишеля Роданжа «Рейнерт или Лис в человеческом обличии»

Казакова Екатерина Владимировна
Дана характеристика своеобразия сатиры, сюжетных основ и особенностей интерпретации средне-векового французского «Романа о Лисе» в люксембургской поэме Мишеля Роданжа «Рейнерт или Лис в человеческом обличии».
Читать PDF
0.00 байт

Художественные и лингвистические особенности ранней сатиры Дионисия Соломоса

Иосифиди Елизавета Александровна
Статья посвящена малоизученной области творчества крупнейшего поэта греческого романтизма Дионисия Соломоса. Объектом исследования являются многоязычные сатирические стихотворения 1824-1826 гг.
Читать PDF
0.00 байт

От сатиры к идиллии: о двух стихотворениях Обри Бердсли

Пикулева Ирина Александровна, Бочкарева Нина Станиславна
В статье проанализированы два стихотворения известного английского графика Обри Бердсли, до сих пор не привлекавшие внимание исследователей и переводчиков.
Читать PDF
0.00 байт

Мотивы света и тьмы в книге стихов Саши Черного "Сатиры"

Тиботкина Наталья Александровна
В статье рассматриваются особенности функционирования оппозиционной пары мотивов света-тьмы в книге стихов Саши Черного «Сатиры».
Читать PDF
0.00 байт

О стихе стихотворной сатиры М. Ю. Лермонтова (к проблеме жанровой дифференциации стихосложения Лермо

Анненкова Н. А.
В статье анализируются метрика и строфика двух сатир М.Ю. Лермонтова. Сатиры Лермонтова впервые сопоставляются со стихотворной традицией русской сатиры и сатирой Дж. Г. Байрона «Видение суда».
Читать PDF
0.00 байт

Структурообразующая роль менипповой сатиры в повести В. П. Аксенова «Затоваренная бочкотара»

Шиновников Иван Павлович
Автор статьи рассматривает влияние менипповой сатиры на художественную структуру повести В.П. Аксенова «Затоваренная бочкотара».
Читать PDF
0.00 байт

Место сатиры и инвективы в системе лирических жанров М. Ю. Лермонтова

Анненкова Н. А.
В статье рассматриваются лирические жанры М.Ю. Лермонтова в синхроническом и диахро' ническом аспектах. Выделяются 3 группы произведений с точки зрения авторских и исследова' тельских жанровых номинаций.
Читать PDF
0.00 байт

«Маскарад» и «Арбенин» М. Ю. Лермонтов. АК вопросу о функционировании сатиры и инвективы в крупной ф

Анненкова Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Евангельские истоки скорбной сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина

Жилякова Э. М.
Идеи переустройства жизни, решение вопросов общественного порядка в творчестве Салтыкова-Щедрина при его величайшем сочувствии русскому мужику всегда осмыслялись писателем в контексте не узко дифференцированной социальной концепци
Читать PDF
0.00 байт

Екатерина вторая как объект сатиры в поэме В. И. Майкова «Елисей, или Раздраженный Вакх»

Моисеева Анна Александровна
В данной статье высказывается предположение, что в поэме В.И. Майкова «Елисей или Раздраженный Вакх» мы обнаруживаем ранее неизвестный тип сатиры XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

«След» жанра сатиры и инвективы в драматургическом произведении (на примере драмы «Испанцы»)

Анненкова Наталья Александровна
В статье рассматривается функционирование сатирических жанров в контексте драматического произведения.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции новиковской сатиры в Томском журнале «Ерш» (1906-1907 гг. )

Жилякова Наталия Вениаминовна, Выгон Лилия Соломоновна
В статье анализируются сатирические журналы двух эпох периода правления Екатерины II (журналы Н.И. Новикова «Трутень», «Живописец») и периода Первой русской революции 1905-1907 гг. (томский журнал «Ерш»).

Похожие термины:

  • Окна сатиры РОСТА

    серия плакатов, созданных в 1919—1921 гг. советскими художниками (Д. С. Моор и др.) и поэтами (В. В. Маяковский и др.), работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — самоб
  • САТИРЫ, (I)

    •Satўri, сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.
  • САТИРЫ, (II)

    •Satўri, спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в
  • Бильгар Сатиро

    Известный бразильский гитарист и пропагандист национальных реалий своей страны. Он был одним из самых лучших знатоков северо–бразильского и южно–бразильского фольклора; пользовался большим ув
  • Сатирова драма

    первоначально — местные веселые сценич. представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса. Им прицепляли толстые животы, либо — (в Афинах) конские хвосты и фалло
  • САТИРОВСКАЯ ДРАМА

    первонач. местные веселые сценич. представ. на Пелопоннесе. Их основн. персонаж. были сатиры из свиты Диониса. Им прицепл. толстые животы, либо (в Афинах) конские хвосты и фаллосы. Этим персонажам был
  • САТИР I

    боспорский царь 433 /432 — 389/388 до н.э., сын и преемник Спартока I. Поддерж. тесные экономич. связи с Афинами. С. I и рабовлад. знать Боспора были гл. поставщиками хлеба на афинский рынок. При С. I был заключе
  • МЕНИППОВА САТИРА

    La Satyre M?nipp?e") - анонимный франц. памфлет периода религиозных войн, направленный против Католич. лиги. Названа в подражание одноименному произв. рим. писателя 1 в. до н. э. Варрона (Satirae Menippeae). Написана не
  • Сатира народная

    наряду с юмором, сатира является одной из осн. форм комического. С.Н. - это комедийная критика с позиции определенной соц. группы с целью полного отрицания осмеиваемого объекта. Смех С.Н. всегда остр
  • Сатиресий

    казенные компенсационные выплаты византийским войнам - стратиотам за участие в военных предприятиях.
  • САТИРИАЗИС

    сатир — болезненно повышенное половое влечение у мужчин с постоянным чувством половой неудовлетворенности.
  • САТИРИКОН

    еженедельный сатирический журнал, издавался в Санкт-Петербурге в 1908–14 гг. Редактор – карикатурист А. А. Радаков, затем – писатель-сатирик А. Т. Аверченко (с 1913 редактор «Нового Сатирикона»). В «Са
  • САТИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛОМОНОСОВА

    стихотворения, в которых Л. высмеивал своих противников и оппонентов. Первым образцом сатирической поэзии Л. является его эпиграмма ―На Шишкина. В ней Л. осуждает великосветских поэтических дилет
  • САТИРА

    лат. satira) – резкое, решительное, безоговорочное осуждение и осмеяние каких-либо отрицательных явлений, приносящих вред человеку и обществу. Сатира, возникшая в народной «смеховой» культуре, прони
  • Сатир

    Satyros) - имя двух боспорских правителей из династии Спартокидов.