Сатиры

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САТИР
Satyros) - имя двух боспорских правителей из династии Спартокидов.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

САТИРЫ, (I)

•Satўri,


сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Сатира
лат. satira) – резкое, решительное, безоговорочное осуждение и осмеяние каких-либо отрицательных явлений, приносящих вред человеку и обществу. Сатира, возникшая в народной «смеховой» культуре, проникает во все роды и многие жанры искусства.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Сатир
греческий философ-перипатетик II в. до Р.Х., автор нескольких сочинений, в том числе обширного сборника биографий знаменитых людей, отличившихся на политическом, научном и литературном поприще, в том числе: Пифагора, Софокла и Алкивиада.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

САТИРЫ
лесные божества, внешне похожие на козлов, но с человеческими чертами. Они бродят по лесам с нимфами и преследуют их своей любовью. Сатиры — спутники Диониса; они любят пить вино и играть на музыкальных инструментах. Младшие сатиры назывались сатирисками.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

САТИРА
способ проявления комического в искусстве, который состоит в осмеянии явлений, представляющихся автору порочными. В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы, например С. Ювенала.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сатиры
в мифах древних греков демоны плодородия, входящие вместе с силенами в свиту бога Диониса. Они покрыты шерстью, бородаты, с копытами, лошадиными хвостами, с рожками или лошадиными ушами, однако торс и голова у них человеческие; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад; они забияки, любят вино. Часто отождествляются с силенами.

Источник: Исторический словарь

САТИРЫ
в греч. миф. демоны плодородия, составл. вместе с силенами свиту Диониса. Они покрыты шерстью, длинноволосы, бородаты, с копытами (козлин. или лошадиными), лошадин. хвостами, с рожками или лошадин. ушами, однако торс и голова у них человеч.; символом их неиссяк. плодородия явл. фаллос. Они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, преследуют нимф и менад. Они забияки, любят вино. Часто отожд. с силенами.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

САТИРЫ
в древнегреческой мифологии — низшие божества, полубоги, первоначально лесные и горные духи, олицетворяющие силы природы. Изображались в виде людей с козлиными рогами, ушами и носами. Демоны плодородия в свите Диониса. Похотливы, падки на вино, вместе с нимфами бродят по лесам, водят хороводы, тело их покрыто шерстью, иногда с хвостом и копытами. В переносном значении С. - похотливый человек.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сатир
в греческой мифологии демон плодородия, составлявший вместе с силенами свиту Диониса. Он покрыт шерстью, длинноволос, бородат, с копытами (лошадиными и козлиными), лошадиным хвостом, ушами, рожками; торс и голова — человеческие. Он задирист, влюбчив, нагл, забияка, преследует нимф и менад, любит вино. Символ его неиссякаемого плодородия — фаллос. С течением времени его изображали в более антропоморфном виде, с сохранением от животного облика лошадиного хвоста. Известен миф о Сатире, состязавшемся с Аполлоном. Отождествлялся с Силеном.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Сатир
(лат. Satyros), природный демон греч. мифологии. С. — дикие, резвые, насмешливые существа. Как и Силенов, их изображали в образах полулошадей. С. — спутники Диониса. Позже их стали изображать как толпу молодежи, противостоящую старику Силену, считающемуся их отцом. В эллинистич. время С. все более воспринимаются спутниками Пана, и поэтому их начинают представлять козлоподобными. Образ С. тесно связан с сатировскими драмами. Известны скульптурные изображения С. — С. Праксителя (4 в. до н. э.), т. н. Барберинский Фавн (3 в. до н. э.). С, часто изображавшиеся на античных вазах, остались излюбл. объектом живописи (полотна Веронезе, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Матисса, гравюра Дюрера).

Источник: Словарь античности. 1989

Сатира
лат. блюдо с разнообразными плодами, приносимое в храм Цереры)
   жанр рим. лит., представляющий собой соединение в одном произв. смешного и серьезного, высокого и низкого, смешение стихов и прозы. С. возникла в Риме в сер. II в. до н. э. Впервые этот термин был использован Эннием, затем Луцилием и Горацием. Авторы С. широко привлекали разл. басни, притчи и анекдоты, что давало возможность более свободно говорить о совр. жизни и ее пороках. Значение обличительного жанра С. приобрела в твор-ве Персия и Ювенала.
   Лит.: Дуров В. С, Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987; Стрельникова: 98, 136 - 156.
   Е.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Сатир
III-II вв. до н. э., греческий писатель. Происходил из Каллата, греческого города на Черном море, жил и творил в Египте, вероятно, в Александрии и Оксиринхе. С. был автором произведения Жизнеописания (Peri bion), содержавшего литературные биографии знаменитых философов, поэтов, ораторов и государственных деятелей. Примерно 20 фрагментов известны нам из цитат у античных авторов (в основном, у Атенея и Диогена Лаэртского). В 1912 г. был издан папирус из Оксиринха, в котором обнаружились важные, ранее неизвестные фрагменты биографии Еврипида. Эта биография имела форму диалога, включала элементы литературной критики. Скудость источников лишает эти биографии большой исторической ценности. По-видимому, С.-биограф является одним лицом с С. - автором произведения Характеры (Peri charakteron), известного по единственному фрагменту, и произведения Peri demon Aleksanreon (новый крупный фрагмент с папируса издан в 1962 г.).

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

САТИР
   • Satўrus,
         ???????,
       1. из аттического дома Кефиссии, член совета после битвы при Эгоспотаме, державший сторону олигархов и известный своим влиянием, наглостью и бесстыдством. После казни Ферамена он, как кажется, находился в числе 30 тиранов. Хеn. Hell. 2, 3, 54 слл;
       2. Sat. I, царь Босфорского царства (407-393 гг. до Р. X.), находился в близких, дружественных отношениях к афинянам и погиб при осаде Феодосии. Diod. Sic. 14, 93. Demosth. Lept. 5, 33;
       3. Sat. II, после непродолжительного царствования пал ок. 310 г. в войне против своего брата. Diod. Sic. 20, 22;
       4. третий С., принадлежавший к тому же княжескому дому, но не вступавший на престол;
       5. греческий поэт, принимаемый в греческих сборниках за автора нескольких эпиграмм. Может быть, эти, приписываемые одному поэту эпиграммы, принадлежат двум разным авторам;
       6. актер, друг Демосфена. Plut. Demosth. 7;
       7. греческий ученый лекарь, учитель Галена и составитель объяснительных примечаний к сочинениям Гиппократа;
       8. перипатетик 2 в. до Р. X., автор нескольких сочинений, особенно одного более обширного, ????, т. е. жизнеописания мужей, отличившихся на политическом и литературном поприще, напр., Пифагора, Софокла, Алкивиада и др.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

САТИРА
(лат. satira — блюдо с разными плодами, смесь) — специфическая форма осуждения социальных пороков или черт характера людей, проявляющая-ся в виде остроумной насмешки. Она представляет собой особую форму отражения действительности, в основе которой лежит обличение и осмеяние отдельных сторон общественной жизни, приносящих вред человеку и обществу. Впервые этот термин использовал римский поэт III–II вв. до н.э. Энний, назвавший «сатирой» те стихотворения, в которых выражалась ав-торская точка зрения. Сатира как форма художественного освоения действительности открыта около 131 г. до н.э. Луцилием, автором 30 книг сатур, в которых он обличал страсть римской знати к роскоши и суевериям. Луцилиева сатира была использована Горацием в «Диалогах», цель которых поэт видел в том, чтобы «сказать правду, улыбаясь». В I в. до н.э. появились «Менипповы сатиры» Варрона, высмеивавшие упадок нра-вов в римском обществе. Выдающимися римскими сатириками были Петроний и Ювенал, оказавшие влияние на сатирическую литературу средневековья. Сатира, используя насмешку, иронию, сарказм, создает об-разы, наделенные высокой степенью условности, гротеска, преувеличения, гиперболизации и заострения реальных качеств. Цель сатиры — вскрыть сущность явления, противоречащую его внешнему облику, под-черкнуть внутреннюю слабость, несостоятельность, устарелость, вредность замаскированных или незамеча-емых недостатков. Особый подъем искусства сатиры произошел в XIX в. и был связан с острыми общественными коллизиями и социальными конфликтами. Тогда сформировались основные типы сатиры в изоб-разительном искусстве: карикатура, шарж, политический и бытовой плакат, журнально-газетная графика, которые получили широкое распространение в XX в.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Сатира
(лат. satura, производное от lanx satura — блюдо, наполн. всякими плодами, которое вносилось в храм Цереры), лит. жанр чисто рим. происхождения, хотя некоторыми своими элементами (ямбические стихи, диатриба) она обязана грекам. В литературе термин «С.» впервые использовал Энний. Он (и вслед за ним Пакувий) дал назв. «Satura» сборнику отдельных стихотворений, которые, несмотря на различия в содержании и метрич. структуре, преследовали общую цель — выразить личное мнение автора. Впоследствии С. стали называть и отдельное стихотворение. Луцилий в сборнике, построенном по тому же принцину, объединил стихотворения поучительного содержания с такими, в которых имелась критика времени и общества. Так в С. возник ее осн. отличительный элемент — полемически-критич. тенденция. Материал С. Луцилия многообразен: часто встречается диалогич. форма; прежняя полиметрия уступает место гекзаметру, ставшему впоследствии размером, которым писали последователи Луцилия. Высочайшего уровня совершенства луцилиева С. достигла в «Диалогах» («Sermones») Горация, этих композиционных и языковых шедеврах, с помощью которых поэт стремился «сказать правду, улыбаясь», и где вопросы практич. житейской мудрости впервые получили философское освещение. Последними значительными сатирич. поэтами этого направления были Персии и Ювенал. Гл. мишенью их критики стало разложение рим. общества. Наряду с луцилиевой в 1 в. до н. э. возникла другая форма С. — мениппова С. (satura menippea). Ее создал Варрон, опиравшийся на диатрибы популярного философа-киника Мениппа. Она также критиковала современность; по форме же представляла собой смесь стихов и прозы. Во времена Нерона эта форма получила развитие в таких трудах, как «Отыквление божественного Клавдия» («Ароcolocyntosis») Сенеки и «Сатирикон» Петрония. С. Горация, Персия и особенно Ювенала оказали сильное влияние на сатирич. литературу средневековья.

Источник: Словарь античности. 1989

Сатиры
    I.
   • Satўri,
         сказочный народ внутри Африки, у которого, кроме лица, не было ничего человеческого; вероятно, это был род обезьян. Mela. 1, 4, 4. Plin. 5, 8, 30.
    II.
   • Satўri,
         спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (?????) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их ????? ??????????? ??????? ???? ??????????????, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино — их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты — фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались ??????????. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

САТИРЫ, (II)

•Satўri,


спутники Диониса, представители буйной и необузданной жизни сынов природы в вакхическом кругу; они в более низкой, чисто чувственной форме представляют то, что мы находим в Дионисе (Вакхе) в благородном, нравственно-чистом виде. Их наружный вид есть вид козлов, облагороженных человеческими чертами: они имеют растрепанные волосы, тупой вздернутый нос, заостренные уши, похожие на козьи, иногда и наросты (φήρεα) на шее и козий хвостик или лошадиный хвост; их черты носят отпечаток своевольной грубости. Гомер не упоминает о С., Гесиод называет их γένος ου̉τιδανω̃ν Σατύρων καὶ α̉μηχανοεργω̃ν, негодными, легкомысленными гуляками. Будучи ленивыми и не имея ни охоты, ни способностей к труду, они развлекаются танцами и игрой; музыка, любовь и вино - их друзья. Они любят сообщество нимф, с которыми бродят по лесам и устраивают веселые хороводы, преследуя их при этом своей навязчивой любовью. Подобно божествам таинственной природы, близость которых чувствовалась внезапно с ужасом в лесной глуши, бродили и С., наводя на людей страх и ужас. Их атрибуты - фирсовый жезл, флейты, сиринги (свирели) и другие музыкальные инструменты, кожаные меха и сосуды для питья. В художественных изображениях они часто являются спутниками Диониса, в вакхическом опьянении, выдавливая виноград, играя на музыкальных инструментах, танцуя с нимфами, сражаясь под предводительством своего бога с враждебными тирренцами и т. д. Младшие С. назывались Σατυρίσκοι. В позднейшее время, особенно у римских поэтов, различие между С., панами и фавнами совершенно сглаживается. Страшные и смешные фигуры бородатого Диониса держатся еще некоторое время в усовершенствовавшемся искусстве, но уже в более облагороженном виде, особенно в новой аттической школе следуют более нежные, юные формы, в которых видна грациозность сложения и приятное лукавство. Изображение: отдыхающий С., статуя с Капитолия, вероятно, подражание знаменитому С. Праксителя; представленный молодым и красивым, с флейтой в руке, он опирается на ствол дерева, смотря лукаво и задумчиво вперед.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Сатиры
греч. satyroi)
   в греческой мифологии лесные божества, сопровождавшие Диониса; отличались похотливостью; чаще всего изображались козлоногими, с небольшими рогами на голове.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   В греческой мифологии демоны, вместе с силенами составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами; другие характерные черты облика сатиров - рожки на голове, лошадиный хвост и человеческий торс. Сатиры отличаются неиссякаемой похотью, постоянно преследуют нимф, не прочь выпить и подраться.
   Известен миф о том, как сатир Марсий подобрал флейту, брошенную богиней Афиной. Он достиг в игре на флейте столь больших высот, что осмелился вызвать на состязание бога Аполлона. Аполлон, игравший на кифаре, победил Марсия и в наказание содрал с него кожу.
   (Кирилл Королев. Энциклопедия сверхъестественных существ. - Эксмо, 2006)
   * * *
   В ранней греческой мифологии сатиры - это демоны плодородия, полуживотные духи холмов и деревьев, озорные и похотливые существа, гоняющиеся за нимфами или сидящие на дионисийских пирушках. Такими изображали сатиров на вазах начиная с 6 в. до н. э. Игрой сатиров с лошадиными хвостами по традиции завершалась любая драматическая трилогия - единственная полностью дошедшая до нас пьеса такого рода - это "Циклопы", приписываемые Еврипиду. По римским копиям известны несколько скульптур сатиров работы Праксителя, из которых больше других известен "Сатир, пьющий вино". Так же как Фавна и Пана, римляне изображали сатиров с козлиными ногами и рогами.
   В этом виде сатиры обычно появляются и в европейской живописи, например у Тициана ("Вакх и Ариадна"), Рубенса ("Нимфы и сатиры") и Пуссена. Иногда сатиры изображались в виде детей, как, например, у Боттичелли ("Венера и Марс") и Микеланджело ("Вакх"). В Европе сатиров обычно связывали с аркадской идиллией и совершенно забывали об исходном зловещем характере этих персонажей - пожалуй, только "каликанцары" - лешие греческого фольклора сохранили характерные черты сатиров, роднящие их с кентаврами.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

САТИРА
лат. satira), один из видов комического, специфический способ изображения действительности, цель которого – раскрыть ее как нечто несообразное, несостоятельное и вызвать смех. Сатира создает образ действительности, выделяя в ней наиболее смешные или отрицательные черты. Для этого прибегает к гротеску, иронии и пр. Характерная особенность сатиры – отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого.
Сатира как жанр появилась в древнеримской литературе – один из жанров лирики с обличительной направленностью. Затем она стала определять специфику многих жанров: басни, комедии, памфлета, фельетона, эпиграммы и др., она может пронизывать и любой другой жанр: сатирический рассказ, сатирический роман и т. д. Выделяется фантастическая, аллегорическая сатира – осмеяние с использованием эзопова языка, выведение реальных людей и событий под видом животных или олицетворенных понятий. Такая сатира характерна для басен. В прозе этим приемом пользовались Дж. Свифт («Путешествия Гулливера»), М. Е. Салтыков-Щедрин (сказки, «История одного города»). Психологическая сатира занимается исследованием негативных черт человеческой личности, их происхождения и природы: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В античной литературе сатира – не только жанровое образование; она проникает в комедии Плавта и Теренция, в авантюрный роман: «Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея. В средневековой литературе появились сатирические жанры фаблио и фарса; эпоха Возрождения порождает социальную сатиру. В отличие от фарса, высмеивающего смешные ситуации, и фаблио (забавных историй о нелепых положениях, в которые попадают герои), сатира Возрождения высмеивает пороки общества в целом: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, комедии У. Шекспира. Классицизм тяготеет к сатире строго очерченных типов; напр., маски ханжи, лицемера и т. д. нашли яркое выражение в комедиях Мольера. В эпоху Просвещения набирает силу философская сатира Д. Дидро, Вольтера, Ш. Монтескье, Дж. Свифта. В 19–20 вв. сатира проникает во все жанры, обличая пороки современной цивилизации: М. Твен, А. Франс, Г. Уэллс, К. Чапек, Я. Гашек, Г. К. Честертон, Б. Шоу, Г. Манн, Б. Брехт и др. Сатира модернизма имеет оттенок безысходности, насмешки над абсурдностью окружающего мира (Э. Ионеско).
В рус. литературе сатира появляется в кон. 17 в.: демократические повести «Повесть о бражнике», «Шемякин суд», «Калязинская челобитная» и стихотворения Симеона Полоцкого. В эпоху классицизма и просветительства активно работали в жанре сатиры А. Д. Кантемир, Н. И. Новиков, И. А. Крылов; сатирическое начало проникало в жанры комедии, путешествия и другие у А. Д. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, И. А. Крылова. В 19–20 вв. жанр сатиры как таковой разрабатывается редко («Сатиры в прозе» М. Е. Салтыкова-Щедрина), но сатирическое начало окрашивает жанры комедии, пародии, романа: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и «Мертвые души» Н. В. Гоголя, комедии А. Н. Островского, сатирическая поэзия журнала «Искра». В литературе 20 в. сатирические тенденции проявляются в творчестве В. В. Маяковского, М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, Е. Л. Шварца, И. Ильфа и Е. Петрова и др. Особое место в истории сатиры занимает творчество русских абсурдистов – поэтов группы ОБЭРИУ: А. И. Введенского, Д. И. Хармса.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

САТИРА
   • Sat?ra,
         старинное satura scil. lanx, означало собственно блюдо, которое referta variis multisque primitiis sacris Cereris inferebatur (Diomedes, Диомед), но затем и другие предметы, состоящие из разных специй и частей, равно как и песни разнообразного, не приведенного в порядок содержания. Поэтому это название подходит только к старейшей форме и свойству С. Самая древняя satira состояла из веселых представлений латинской молодежи, комических рассказов и песен, сопровождаемых игрой на флейте и танцами с пантомимой; таким образом, она, будучи наполовину драматической, образовала затем переходную форму от древних фесценнинских фарсов (carmina Fescennina, они были перенесены из местечка Ферценнии в Южной Этрурии в Рим и состояли из насмешек и ругательств, котрыми молодые римляне, опьяненные наслаждениями и вином, осыпали друг друга в форме попеременных стихов, которые хотя и были ритмическими, но не имели определенного размера, см. Horat. ер. 2, 1, 145 слл. и также толкователей этого места) к настоящим драмам, какие создавал и вводил Ливий Андроник. Эти драматические С. были экспромтами без единства содержания, плана и связи мыслей. Когда драма развивалась все более самостоятельно и по правилам искусства, народная драматическая поэзия перешла отчасти в ателланы, отчасти же продолжали существовать старинные народные шутки-водевили (saturae) и со временем, вероятно, стали также записываться на бумаге и достигли известной степени совершенства. Поэтому писатель ателлан Помпоний и драматические писатели Невий (Naevius) и Пакувий называются сочинителями С. (saturae). Однако мало-помалу первоначальное свойство С. значительно изменилось. Енний принялся первый за дальнейшее преобразование ее; его не драматические С., предназначенные только для читателей, имели с древними С. общими только единство содержания, формы и размера, но отличались от них большей серьезностью. Поэтому Гораций справедливо считает его изобретателем (inventor) С. (sаt. 1, 10, 48) и Graecis intacti carminis auctor (ib. 66). Но переход от древней С. (satura) к новой дидактической С. (satira) образовали стихотворения Луцилия, которые, хотя все еще представляли пеструю смесь по содержанию и по форме, но уже давали критические очерки современной жизни и приняли такое направление, которое вполне соответствовало сложившимся тогда обстоятельствам и которому следовали и другие, напр., Варрон Атацинский (Hor. sаt. 1, 10, 47); Гораций затем довел этот род поэзии до совершенства. Его примеру следовали сатирики Персий и Ювенал, С. которых сохранились. В этой новой С. мы замечаем два явления: с одной стороны, идеал, витающий в душе поэта, а с другой стороны, действительность, противящуюся этому идеалу. Выражение этого разногласия между идеалом и действительностью и производимое им впечатление у различных поэтов различны: Луцилий и Гораций остаются при этом в веселом расположении духа, Персий делается язвительным, Ювенал негодует и карает, Марциалу все это кажется забавным, Петронию комичным. Скоро после Луцилия выступил М. Теренций Варрон со своими С., которые не только возвратились к способу Енния, но зашли даже еще дальше, т. к. в них не только соединялись разные размеры, но и перемешивалась проза со стихами и в содержании была такая же пестрота с переходом от одного предмета к другому и возвращением к первому. Эта формальная особенность Варроновой С. нашла подражание в Apocolocyntosis Сенеки, в Satiricon Петрония, в Caesares Юлиана. С. Варрона примыкали к сочинениям циника Мениппа (см. Менипп, 5) из Гадары в Палестине, и поэтому некоторыми назывались satirae Cyniсае, а им самим — satirae Menippeae. Cic. acad. 1, 2, 8. Но Варрон не нашел себе подражателей; С. осталась верной тому пути, который избрал Луцилий и по которому вел и усовершенствовал ее Гораций. К главным писателям этого нового направления, кроме Горация, принадлежал, может быть, Юлий Флор; затем между Персием и Ювеналом по времени следуют Турн и Сульпиция, одновременно с Ювеналом жил Юлий Руф. К ним причисляют еще Рабирия, Силия, Габия Басса, Манлия Вописка, Деция Албина, Рустика Ельпидия и Евхерию. Сюда же до некоторой степени принадлежат метаморфозы Л. Аппулея, сочинение Тертуллиана de pallio, произведение Марциана Капеллы, стихотворения Клавдиана in Eutropium и in Ruf?num. Поэтому Квинтилиан (10, 1, 93) говорит справедливо о С.: satira quidem tota nostra est, ибо весь этот род поэзии чужд грекам и есть истинно римское произведение. ср.: Fritzsche, Einl. z. Ausg. d. Sermonen des Horaz, I, p. 7 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Д. Шостакович. Вокальный цикл «Сатиры» на стихи Саши Чёрного: исполнительский разбор с точки зрения

Жабинский К.А., Потехина Е.А.
Данная публикация включает в себя методический очерк из рукописного наследия профессора С. П. Сахаровой (1936-2011), посвящённый вокальному циклу «Сатиры» Д.Д. Шостаковича на стихи Саши Чёрного.
Читать PDF

Языковые средства сатиры Дж. Свифта (на материале романа «Путешествие Гулливера»)

Тбоева 3. Э.
В статье анализируется индивидуальный стиль известного английского сатирика Дж. Свифта.
Читать PDF

«Игровая публицистика» Максима Соколова и искусство элитаризации сатиры

Мерзляков Р. В.
Читать PDF

Своеобразие сатиры в поэме Мишеля Роданжа «Рейнерт или Лис в человеческом обличии»

Казакова Екатерина Владимировна
Дана характеристика своеобразия сатиры, сюжетных основ и особенностей интерпретации средне-векового французского «Романа о Лисе» в люксембургской поэме Мишеля Роданжа «Рейнерт или Лис в человеческом обличии».
Читать PDF

«Маскарад» и «Арбенин» М. Ю. Лермонтов. АК вопросу о функционировании сатиры и инвективы в крупной ф

Анненкова Н. А.
Читать PDF

Евгений Добренко. Гоголи и щедрины: Уроки «Положительной сатиры

Душенко К.В.
Читать PDF

Художественные и лингвистические особенности ранней сатиры Дионисия Соломоса

Иосифиди Елизавета Александровна
Статья посвящена малоизученной области творчества крупнейшего поэта греческого романтизма Дионисия Соломоса. Объектом исследования являются многоязычные сатирические стихотворения 1824-1826 гг.
Читать PDF

От сатиры к идиллии: о двух стихотворениях Обри Бердсли

Пикулева Ирина Александровна, Бочкарева Нина Станиславна
В статье проанализированы два стихотворения известного английского графика Обри Бердсли, до сих пор не привлекавшие внимание исследователей и переводчиков.
Читать PDF

Мотивы света и тьмы в книге стихов Саши Черного "Сатиры"

Тиботкина Наталья Александровна
В статье рассматриваются особенности функционирования оппозиционной пары мотивов света-тьмы в книге стихов Саши Черного «Сатиры».
Читать PDF

О стихе стихотворной сатиры М. Ю. Лермонтова (к проблеме жанровой дифференциации стихосложения Лермо

Анненкова Н. А.
В статье анализируются метрика и строфика двух сатир М.Ю. Лермонтова. Сатиры Лермонтова впервые сопоставляются со стихотворной традицией русской сатиры и сатирой Дж. Г. Байрона «Видение суда».
Читать PDF

Структурообразующая роль менипповой сатиры в повести В. П. Аксенова «Затоваренная бочкотара»

Шиновников Иван Павлович
Автор статьи рассматривает влияние менипповой сатиры на художественную структуру повести В.П. Аксенова «Затоваренная бочкотара».
Читать PDF

Место сатиры и инвективы в системе лирических жанров М. Ю. Лермонтова

Анненкова Н. А.
В статье рассматриваются лирические жанры М.Ю. Лермонтова в синхроническом и диахро' ническом аспектах. Выделяются 3 группы произведений с точки зрения авторских и исследова' тельских жанровых номинаций.

Похожие термины:

  • Окна сатиры РОСТА

    серия плакатов, созданных в 1919—1921 гг. советскими художниками (Д. С. Моор и др.) и поэтами (В. В. Маяковский и др.), работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — самоб
  • САТИР I

    боспорский царь 433 /432 — 389/388 до н.э., сын и преемник Спартока I. Поддерж. тесные экономич. связи с Афинами. С. I и рабовлад. знать Боспора были гл. поставщиками хлеба на афинский рынок. При С. I был заключе
  • МЕНИППОВА САТИРА

    La Satyre M?nipp?e") - анонимный франц. памфлет периода религиозных войн, направленный против Католич. лиги. Названа в подражание одноименному произв. рим. писателя 1 в. до н. э. Варрона (Satirae Menippeae). Написана не
  • Сатира народная

    наряду с юмором, сатира является одной из осн. форм комического. С.Н. - это комедийная критика с позиции определенной соц. группы с целью полного отрицания осмеиваемого объекта. Смех С.Н. всегда остр
  • Сатиресий

    казенные компенсационные выплаты византийским войнам - стратиотам за участие в военных предприятиях.
  • САТИРИАЗИС

    сатир — болезненно повышенное половое влечение у мужчин с постоянным чувством половой неудовлетворенности.
  • САТИРИКОН

    еженедельный сатирический журнал, издавался в Санкт-Петербурге в 1908–14 гг. Редактор – карикатурист А. А. Радаков, затем – писатель-сатирик А. Т. Аверченко (с 1913 редактор «Нового Сатирикона»). В «Са
  • САТИРИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЛОМОНОСОВА

    стихотворения, в которых Л. высмеивал своих противников и оппонентов. Первым образцом сатирической поэзии Л. является его эпиграмма ―На Шишкина. В ней Л. осуждает великосветских поэтических дилет
  • Бильгар Сатиро

    Известный бразильский гитарист и пропагандист национальных реалий своей страны. Он был одним из самых лучших знатоков северо–бразильского и южно–бразильского фольклора; пользовался большим ув
  • Сатирова драма

    первоначально — местные веселые сценич. представления на Пелопоннесе. Их основными персонажами были сатиры из свиты Диониса. Им прицепляли толстые животы, либо — (в Афинах) конские хвосты и фалло
  • САТИРОВСКАЯ ДРАМА

    первонач. местные веселые сценич. представ. на Пелопоннесе. Их основн. персонаж. были сатиры из свиты Диониса. Им прицепл. толстые животы, либо (в Афинах) конские хвосты и фаллосы. Этим персонажам был