Слобода

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Слобода
ее составляли для проживания в одном месте не менее пяти семей крестьян, которые имели в первые годы льготы (слободу) от налогов на Руси.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Слобода
название различных поселений в Русском государстве XI— XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Слобода
название различных поселений в Русском государстве ХI - ХVII вв., население которых временно освобождалось от княжеских повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах - слободы ремесленников.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Слободы
постоянные рынки, которые устраивали в городах и селах крестьяне, сидевшие на землях светских и церковных владельцев. Слобожане торговали, но не несли своей доли тягла (т.к. его платил помещик, отпускавший торговать своих крестьян в слободу). Составляли конкуренцию посадам.
Неверно трактовать слободу только как пригород, поселок у города - т.е. как территориальную единицу.

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

Слобода
название различных поселений в Русском государстве XI–XVII вв., жители которых временно освобождались от княжеских повинностей. Различают слободы стрелецкую, монастырскую, ямскую, по ремеслам и другие. Например, слободой могло считаться пригородное селение свободных людей, а также большое село, где было более одной церкви, торг или ярмарка, волостное правление. Также слободой называлось село, где крестьяне не пахали.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Слобода
название различных поселений в Русском государстве XI - XVII вв., население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, слободы (кварталы и цеха) ремесленников в городах. Не несли государственного тягла принадлежавшие феодалам городские слободы, которые назывались "белыми" (в отличие от "черных" слобод, жители которых не были "обелены" от государственных повинностей). Соборным уложением 1649 г. "белые" слободы были ликвидированы.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Слобода
в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей(отсюда название «слобода» – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей(стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев(Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX -XX вв. название «слобода» получали иногда пригородные промышленные посёлки.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Слобода
слободка, свобода - поселение жителей, которые временно освобождалось от феодальных повинностей для привлечения населения из других местностей. В 1630–1980 сотни С. были созданы с разрешения царского правительства на юге Российского государства, куда переселились крестьяне и казаки с Левобережной и Правобережной Украины. От этих С. местность получила название Слободская Украина. Вначале много С. возникло на землях казацкой старшины и помещиков. На протяжении XVIII в. С. теряли свои временные привилегии, сливались с городами или превращались в обычные села, поселки с подушным налогообложением жителей. Название «слобода», «слободка» сохраняется за многими населенными пунктами Украины.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

СЛОБОДЫ
населенные пункты, жители которых - земледельцы пользовались свободным трудом и не были закрепощены помещиками. Первые слободы появились в Литве после Люблинской Унии (1569 г.), когда слабо населенное Среднее Приднепровье перешло в распоряжение Польши и стало быстро заселяться вывезенными с запада Украинцами, Белорусами и Поляками; первое время переселенцам предоставлялась свобода в пользовании землей, с освобождением их от выполнения каких-либо повинностей в пользу местных магнатов на сроки от 20 до 40 лет; по этой свободе и пошло название - С. Казачьи земли Гетманщины тоже покрылись С-ми, которые после 1638 г. появились и на Донце; здесь они основаны Запорожскими Казаками, ушедшими из границ польско-литовской Речи Посполитой вместе с семьями. На Дону С. заложены свободными крестьянами и Днепровскими Казаками только после его покорения Россией и наделения поместьями чиновных Казаков, заслуживших особые милости монархов. Поселения крестьян зависимых назывались деревнями и селами.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

СЛОБОДА
пригородное селение за стеной города (крепости). Существовали стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные и др. Возникли в 11–17 вв. как поселения служилых людей и ремесленников. В Пенз. были С.: Пушкарская, Старо-Драгунская, Инвалидная, Черкасская, Конная, Пешая, Ново- Драгунская. Пушкарская располагалась в р-не нынешней ул. Замойского; Старо-Драгунская – в р-не ул. Гоголя; Инвалидная – в р-не ул. Баумана; Черкасская – в сев. части города, в р-не ул. Старо-Черкасской; Конная – в р-не ул. Луначарского и начала пр. Победы; Пешая – в р-не ул. Богданова, Куйбышева, Тамбовской и Кутузова; Ново-Драгунская – в р-не ул. Долгова, Чехова и Бакунина. В Пенз. уездных городах также были С.: Покровская, Пушкарская, Никольская, Стрелецкая (В. Ломов), Стрелецкая, Пушкарская, Казанская, Токмовская (Инсар), Подгорная Конная, Подгорная Пешая (Мокшан), Затинная, Пешая, Пушкарская, Инвалидная (Н. Ломов), Казачья, Стрелецкая, Пушкарская (Саранск) и др. Также и нек-рые села края назывались С.: Ломовская С., Рейтарская С., Юловская С., Новокутлинская С., С. Старая Сотня, Посопная С. и др. В. С. Годин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Слобода
сел. пос. в феод. России. Первые С. возникли на Зап. У. во второй пол. XVI в. в вотчине Строгановых. В 1579 их насчитывалось 5. С. Перми Великой были равнозначны погостам. Наиб. интенсивно процесс создания С. развивался в XVII в., когда шло активное крест. освоение плодородных земель в басс. рр. Пышмы, Нейвы, Исети, Миасса (колонизация) . Так, в Верхотурском у. в 1680 насчитывалось 12 С. и 1 слободка. Все С. выступали в двух функциях: самостоятельное пос. и ц. округи. С. основывалась двумя путями - первый, по инициативе воеводской администрации, устройство и управление С. поручалось приказчику, второй - частным лицом (слободчиком). Место для С. подыскивалось с учетом двух обстоятельств - чтобы иметь новый земледельческий р-н и стратегически важный военный пункт. Ур. С. были укреплены острогами (военно-оборонительные пос.). Кроме черносошных крест., в С. проживало значительное кол-во беломестных казаков и драгун. Напр., в 1686 в Шадринской С. было 137 дворов пашенных крест., 10 - беломестных казаков, 41 - драгун. В конце XVII в. округа мн. С. была достаточно заселенной. В С. как адм.-тер. единицу могли входить дер. Напр., в 1710 в Усть-Миасской С. было 10, Окуневской - 15 дер. Во второй пол. XVIII в. С. постепенно трансформировалась в с., лишь за отд. сел. пос. формально сохранялось название "С.". Так, в Перм. губ. в 1795 насчитывалось 49 С. (0,77% всех сел. пос.), в 1869 - 10 (0,1%).    Лит.: Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX в. Пермь, 1995.    Манькова И.Л.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

СЛОБОДА (свобода)
вид поселений в России. Первые упоминания о слободе относятся к XI в. В XII - 1-й пол. XVI в. слободы - отдельные поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители которых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда название "слобода"). В период организации слобод они получали и др. временные льготы. Их представление было одним из способов привлечения в слободы непосредственных производителей, в частности из соседних княжеств. Слободы организовывали великие и кудельные князья, а также отдельные светские и церковные землевладельцы, на владения которых были получены иммунитетные грамоты. Население слобод несло повинности в пользу владельца земли, на которой она находилась. В это время возникли слободы княжеских ремесленников Москвы (Барашская, Басманная, Бронная, Кадашевская, Сыромятная и пр.) и др. городов, промысловые и земледельческие великокняжеские и частновладельческие слободы в уездах (несколько рыбных слобод, Новая Соль, или Холуй, Александровская, Решемская и т.д.) и частновладельческие слободы на белых землях в городах. В XVI в. в городах начали формироваться слободы служилых людей по прибору (стрельцы, пушкари и т.п.), ямщиков и казенных ремесленников (кузнецов, оружейников, кирпичников и пр.), а также иностранцев. Их население, освобожденное от тягла, было обязано исполнять определенный вид службы. Со 2-й пол. XVI в. с лишением иммунитетных прав происходит включение населения части государственных и частновладельческих слобод в разряд тяглого населения. В 1649-52 были ликвидированы частновладельческие слободы в городах. В 1-й пол. XVIII в. в связи с созданием регулярной армии в разряд тяглого населения были включены и служилые люди по прибору. Сохранив свое название "слобода", уездные слободы превратились в обычные села и деревни или в поселения городского типа Борисоглебская, Вязниковская (совр. г. Вязники), Рыбная (г. Рыбинск), а слободы городов в городские кварталы.
С. И.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

СЛОБОДА
свобода) - вид поселений в феод. России. Первые упоминания о С. относятся к 11 в. В 12 - 1-й пол. 16 вв. С. - отд. поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители к-рых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда назв. "С."). В период организации С. они получали и др. временные льготы. Их предоставление было одним из способов привлечения в С. непосредств. производителей, в частности из соседних княжеств. С. организовывали великие и удельные князья, а также отд. светские и церк. феодалы на землях, на к-рые ими были получены иммунитетные грамоты. Население С. несло повинности в пользу владельца земли, на к-рой находилась С. В это время возникли С. княж. ремесленников Москвы (Барашская, Басманная, Бронная, Кадашевская, Сыромятная и др.) и др. городов, промысловые и земледельч. великокняж. и частновладельч. С. в уездах (несколько рыбных С., Новая Соль, или Холуй, Александровская, Решемская и т. д.) и частновладельч. С. на белых землях в городах. В 16 в. в городах начали формироваться С. служилых людей по прибору (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казенных ремесленников (кузнецов, оружейников, кирпичников и др.), а также иностранцев (см. Иноземные слободы). Их население, освобожденное от тягла, было обязано исполнять определенный вид службы. Со 2-й пол. 16 в. с лишением иммунитетных прав происходит включение населения части государевых и частновладельч. С. в разряд тяглого населения. В 1649-52 были ликвидированы частновладельч. С. в городах (см. "Посадское строение"). В 1-й пол. 18 в. в связи с созданием регулярной армии в разряд тяглого населения были включены и служилые люди по прибору. Сохранив свое назв. "С.", уездные С. превратились в обычные села и деревни или в поселения гор. типа (Борисоглебская (см. Тутаев), Вязниковская (совр. г. Вязники), Рыбная (см. Рыбинск) и др.), а С. городов в гор. кварталы. В 19 - нач. 20 вв. назв. "С." получали иногда окологородные пром. поселки (напр., Дангауэровская С., возникшая ок. Москвы). Назв. "С." сохранилось до наст. времени в наименовании нек-рых населенных пунктов.

Лит.: Богоявленский С. К., Моск. слободы и сотни в XVII в., в сб.: Моск. край в его прошлом, ч. 2, М., 1930; Веселовский С. Б., Феод. землевладение Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Смирнов П. П., Посадские люди и их клас. борьба до сер. XVII в., т. 1-2, М.-Л., 1947-48; Тихомиров M. H., Средневековая Москва в XIV-XV вв., (М.), 1957.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Слободы
Слободы – места компактного расселения людей, возникли с самого начала основания Петербурга и формировались по национальному или профессиональному признаку, а также в связи с расквартированием военной части.
Ни в одном российском городе не было прежде Русской слободы, но в многонациональном Петербурге, где мирно уживались много национальных общин, Русская слобода существовала наряду с Греческой, Немецкой, Французской и Татарской. По профессиональному признаку сложились Большая и Малая Морские слободы, а также Кузнечная, Прядильная, Переведенческая и многие другие слободы на Адмиралтейской стороне.
Несколько слов о некоторых из слобод, возникших в Петербурге в XVIII в.
Немецкая слобода образовалась в начале XVIII в. на левом берегу реки Мойки. По свидетельствам современников, немцы с самого основания Петербурга были одной из самых многочисленных национальных групп в новой столице. В отличие от Немецкой слободы в Москве, здесь русское население жило вместе с немцами и голландцами. Говоря о Немецкой слободе, артиллерийский капитан на русской службе шотландец П. Брюс отмечал, что в ней «живут все чужестранцы из Европы, тут есть несколько протестантских и один католический молитвенный дом».
По свидетельствам иностранцев, жили здесь генерал‑адмирал Апраксин, вице‑адмирал Крюйс, все морские офицеры, шлюпочные матросы, большинство придворных служащих царя, иностранные министры, немецкие купцы и ремесленники. Не случайно, что в Немецкой слободе жили не только немцы: славянское слово «немци» поначалу означало вообще всех иностранцев, говоривших на непонятном языке, и лишь позже стало относиться исключительно к немцам.
Проходившая в слободе улица называлась то Немецкой, то Греческой, то Большой Немецкой. Постепенно эти названия ушли в историю, и сегодня это – Миллионная улица (в советское время – ул. Халтурина).
Греческая слобода появилась в начале XVIII в. на правом берегу Мойки, южнее Немецкой слободы и «Финских шхер». Как отмечают историки, состав ее населения отличался большой пестротой, судя по тому, что в черте слободы находились католическая, а также вместе шведская и финская деревянные церкви. Здесь квартировали капитаны, боцманы и другие моряки, которые перебрались в новую российскую столицу из портов Средиземного моря.
Ныне это территория между Мойкой, Миллионной улицей, Аптекарским и Мошковым переулками. Когда‑то на месте Круглого рынка на Мойке находилась рыночная площадь Греческой слободы с деревянными постройками «Харчевного рынка». Страшный опустошительный пожар 1737 г. уничтожил этот рынок, и на его месте возникла Аптекарская площадь, названная так по имени «Главной» придворной аптеки, помещавшейся в Греческой слободе.
Татарская слобода появилась одной из первых в Петербурге, поскольку среди первых его жителей оказалось немало татар. Возникла она к северу от Петропавловской крепости за Кронверком, и, по словам современников, в ней жили «сплошь татары, калмыки, казаки, турки и другие подобные народы». Татарская слобода служила пристанищем для временных работников, поэтому ее постройки отличались чрезвычайной бедностью. Как отмечали современники, многие дома в слободе были «так малы, что их можно разобрать за два часа и перенести в другое место». Однако были и строения побогаче, в которых, как замечал немецкий очевидец, «такая изящная обстановка, которую вряд ли найдешь в Риме или Париже».
Среди жителей Татарской слободы было много мелких торговцев, и возле нее возник рынок, напоминавший типичный восточный базар – его называли «татарский табор». Среди его товаров преобладало всякое «тряпье». В память о Татарской слободе и сегодня на Петроградской стороне существует Татарский переулок. Не случайно и то, что именно в этих местах, неподалеку от располагавшейся когда‑то татарской слободы, в начале ХХ в. была выстроена соборная мечеть.
Впрочем, если Татарская слобода за Кронверком просуществовала относительно недолго, то и в дальнейшем татары, кроме высших слоев, как отмечает этнограф Наталья Юхнева, селились в Петербурге компактно, а объединялись по местам своего происхождения. «Казанские» и «пензенские» татары жили в Московской части, по Забалканскому (ныне – Московскому), Вознесенскому и Измайловскому проспектам, а «нижегородские» выбирали себе квартиры у Пяти углов, на Загородном проспекте. Официанты дорогих ресторанов селились невдалеке от места работы – на престижных улицах Адмиралтейской части…
Французская слобода находилась на Васильевском острове в первые десятилетия существования Петербурга, в районе 2‑й и 3‑й линий. Петр I, намереваясь устроить на Васильевском острове центр города, отвел здесь места для строительства знатным дворянам, купцам и иностранцам. Он распорядился поселить на острове «нарочитое число ремесленных людей и художников», выписанных в то время из Франции и Германии. Они поселились на 2‑й и 3‑й линиях особой слободой, которая просуществовала несколько десятилетий, а потом растворилась в процессе развития города, не оставив даже следов в топонимике города.
Французский ботаник П. Дешизо, приехавший в Петербург в 1726 г. в надежде получить место на службе у русского царя, замечал, что Васильевский остров – «как бы квартал французов по их прибытии в Петербург». Сохранились свидетельства члена польского консульства, посетившего столицу в 1720 г., о том, что на Французской улице за дворцом князя Меньшикова «живут одни мастеровые‑резчики, столяры и те, что делают фонтаны, а также те, что из олова и иных металлов выделывают разные вещи, но все это – для царя».
Среди жителей Французской слободы были: архитектор Жан Леблон, ему Петр I пожаловал чин генерал‑архитектора и поручил составить общий план строительства новой столицы, а также приехавшие вместе с Леблоном французские мастера, им вверялось руководство мастерскими резьбы по дубу, литейно‑чеканной, столярной, слесарной и кузнечной, декоративной лепки. Французские мастера со своими семьями, русскими учениками и прислугой и составили население слободы. Жизнь в ней позволяла им создавать свой собственный «французский мир» внутри новой столицы…
Переведенческие слободы , иначе называвшиеся переселенческими, появились в самом начале существования Петербурга и были связаны с тем, что в новую столицу переселялись (переводились) жители со многих частей России. Близ Охтинской верфи Петр I устроил «переведенские слободы» для привезенных из Архангельской и других северных губерний корабельных плотников. Еще несколько «переселенческих слобод» появились в петровское время в районе нынешнего Вознесенского проспекта.
На Выборгской стороне возникли Бочарная и Компанейская слободы . В Бочарной слободе жили мастера, изготовлявшие бочки. Нынешняя улица Комсомола в далеком прошлом носила название Бочарной, а с 1858 г. она стала Симбирской.
Компанейская слобода находилась в XVIII в. примерно на месте нынешней площади Ленина. Тут жили «компанейщики» пивоваренного дела, стояли деревянные амбары, провиантские склады, рынок, сараи. По соседству с Компанейской существовали Бочарная слобода, где жили мастеровые, готовившие бочки для пивоваренных заводов, и Гошпитальная слобода – для служащих двух госпиталей.
Госпитальной слободой в XVIII в. называлась территория на Выборгской стороне – от нынешней улицы Лебедева до Сахарного переулка. Здесь жили служащие двух госпиталей, расположенных на Выборгской стороне. Основаны они были еще в петровское время: в 1717 г. – Генеральный сухопутный госпиталь, а в 1719 г. – Генеральный адмиралтейский госпиталь. При них имелись медико‑хирургические школы, в которых велось обучение лекарей и учеников. Работавшие здесь доктора нередко имели широкую известность.
Впоследствии на основе этих двух госпиталей возникла Медико‑хирургическая академия – нынешняя Военно‑медицинская. А память о Госпитальной слободе еще долго сохранялась в названиях проходивших в ней улиц: до 1858 г. Саратовская улица именовалась 1‑й Госпитальной улицей, Астраханская – 2‑й Госпитальной, а Оренбургская – 3‑й Госпитальной.
Память о старинной Гребецкой слободе на Городовом острове, где селились гребцы галерного флота, сохраняет сегодня в своем названии Малая Гребецкая улица на Петроградской стороне. На плане Петербурга середины XVIII в. в районе Гребецкой слободы отмечено пять Гребецких улиц. Потом, когда район подвергся перестройке, сохранились только две Гребецких улицы: Большая и Малая. До наших дней сохранилась только Малая (этому названию уже два с половиной века), а Большую в 1932 г. переименовали в Пионерскую.
О существовании Дворцовой (иначе – Придворной) слободы напоминают сегодня названия нескольких улиц в самом центре города, среди которых – Поварской переулок и Стремянная улица. Место под Дворцовую слободу было отведено здесь в 40‑х гг. XVIII в. Район заселили придворные мастера и служители. Прошло два с половиной века, но память о поварах придворной кухни сохранилась в имени Поварского переулка, а о служителях Конюшенного двора, звавшихся тогда стремянными, – в названии Стремянной улицы.
О существовавшей Кузнечной слободе напоминает сохранившееся название Кузнечного переулка. К находившимся рядом Дворцовым (Придворным) слободам Кузнечная слобода не имела никакого отношения: «она появилась существенно раньше и была обязана рождением обилию ямщиков в этих краях. Где ямщики, там и лошади. Где лошади, там подковы, а значит, и кузнецы».
На реке Охте, при «пороховых мельницах», существовали Пороховые слободы . За пределами города появились Ямские слободы , они различались по местам, откуда ямщики прибыли в столицу, – Вологодская, Смоленская, Московская и т. д.
Любопытно, что первая Ямская слобода появилась вскоре после основания Петербурга. Она возникла на тогдашней окраине нового града, занимая большую территорию от Невской «першпективной дороги» до начала нынешнего Загородного проспекта. Постройки первой Ямской слободы подходили почти вплотную к дороге на Новгород, проходившему по берегу реки Лиги, вдоль современного Лиговского проспекта.
В конце 1720‑х гг. слободы гвардейских полков потеснили отсюда ямщиков, и она постепенно переместилась на территорию между Новгородским трактом и только еще намечавшейся «Большой загородной дорогой» (нынешним Загородным пр.). Главная улица второй Ямской слободы – это теперешняя улица Достоевского (до 1915 г. – Ямская). «Большую Загородную дорогу» с Новгородским трактом соединяла нынешняя Разъезжая улица.
Когда в 1730‑х гг. граница города отодвинулась за Загородную першпективу, Ямская слобода передвинулась на левый берег реки Лиги. Центром новой слободы стала улица, названная вскоре Мохово‑Каретной – ныне улица Черняховского. В середине XVIII в. вблизи Московской «першпективы» появились еще одна Ямская слобода – Московско‑Ямская.
Кстати, окрестности Лиговского проспекта, продолжая ямщицкие традиции, еще очень долго служили «извозчичьим районом». «От Обводного канала вплоть до Невского проспекта по обе стороны Лиговки тянутся красные вывески извозчичьих резиденций: гостиницы, трактиры, чайные, закусочные, питейные дома, портерные лавки, ренсковые погреба, – писал в конце XIX в. известный столичный журналист, знаток „язв Петербурга“ Николай Животов, описавший картины „убожества и грязи“ этого „извозчичьего квартала“. Ничего более зловонного, грязного, тесного, смрадного, убогого нельзя себе и представить. Извозчичьи дворы – это злая ирония над цивилизацией XIX столетия»…
Домики в слободах имели маленькие усадьбы с огородами. Ко всем окраинным слободам близко прилегали места для выгона скота, поскольку обитатели многих слобод держали скот. Избы были очень тесными, более просторными строили себе дома ямщики, так как им приходилось иметь не менее четырех‑шести лошадей и располагать помещение для проезжавших. Освещались дома в слободах лучинами. Бедноте свечи – дороги и недоступны.

Источник: Исторические районы Петербурга от А до Я.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
286.31 кб

Казанская адмиралтейская слобода: условия жизни и труда

Мансурова Ю. В.
Читать PDF
244.25 кб

Стрелецкая слобода города Карсун по материалам писцовой книги XVII века «Симбирск и Карсун»

Ерёмкина Ольга Алексеевна
Проведен анализ земельных владений стрельцов в Стрелецкой слободе г. Карсун. Рассмотрены границы и способы отвода и межевания границ. На примере Стрелецкой слободы г.
Читать PDF
2.94 мб

Владимирская Ямская слобода в XVII веке

Мазур Людмила Дмитреевна
Статья посвящена исследованию архитектурно-планировочного развития одного из важнейших районов древнего Владимира — Ямской слободы.
Читать PDF
1.84 мб

К вопросу об архитектурном облике слобод в русском городе XVII века. Владимирская ямская слобода

Мазур Людмила Дмитриевна
This article is dedicated to the research of architectural and town-planning development of one of the important regions of ancient Vladimir Yamskaya sloboda, in one of the least studied periods, before the entire town, was rebuil
Читать PDF
717.58 кб

Село Панская Слобода: история и современность

Бурдин Евгений Анатольевич
На основе неопубликованных архивных, картографических и устных источников впервые кратко рассматривается прошлое и настоящее правобережного села Панская Слобода (МО «г.
Читать PDF
5.96 мб

К проблеме реконструкции среды исторического района г. Томска Татарская слобода

Вольская Л.Н., Беляева Е.К.
В статье рассмотрены особенности создания Татарской слободы, ее планировка, архитектурно-пространственная композиция, декоративно-прикладное искусство оформления зданий слободы, отражающее особое техническое выполнение резьбы по д
Читать PDF
296.78 кб

Информационное моделирование комплекса казачья Слобода в Омске

Писарева Екатерина Владимировна
Рассматривается новый подход к сохранению и восстановлению Казачьей Слободы -исторического центра города Омска.

Похожие термины:

  • АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА

    резиденция Ивана IV Грозного в 1564-72. См. Александров.
  • ХАМОВНИЧЕСКАЯ СЛОБОДА

    Хамовники, - старинная московская слобода. Располагалась в районе совр. Зубовского бульвара и ул. Льва Толстого. Была образована в связи с переселением жителей тверской Константиновской слободы в
  • КАДАШЕВСКАЯ СЛОБОДА

    Кадашево, - дворцовая слобода в Замоскворечье. Впервые упомянута в 1504. В 1630-31 в К. с. было 413 дворов, в 1682 - 510. Население К. с. было обязано поставлять на дворец полотно, полотенца, скатерти, платки и др. "
  • Немецкая слобода

    см. Иноземные слободы.
  • ТУРИНСКАЯ СЛОБОДА

    село в Свердловской обл., центр Слободо-Туринского р-на. Расположено на р. Туре (приток Тобола). Население 6 тыс. чел. Основан в 1646 в процессе освоения Сибири.
  • Аптекарская слобода

    История Аптекарской слободы началась в середине 1710‑х гг., когда Главная аптека устроила в юго‑восточной части Вороньего (нынешнего Аптекарского) острова аптекарский огород для выращивания лека
  • Ильинская слобода

    Слобода ведет свое начало от Пороховых заводов, основанных Петром I в 1715 г. Спустя несколько лет был возведен храм Ильи Пророка, давший название этим местам. Когда‑то Ильинская слобода была уникал
  • Колтовская слобода

    Этот исторический район Петербурга располагался в западной части Петербургской стороны, между Пионерской (бывшей Большой Колтовской), Большой Зелениной, Корпусной улицами и набережной Адмирала
  • Литейная слобода

    В 1711 г. для снабжения флота и армии артиллерийским вооружением указом Петра I на берегу Невы, за Безымянным ериком (ныне – Фонтанка), был заложен Литейный двор. Спустя два года на нем уже были отлиты
  • Матросская слобода

    Так называлось поселение на правом берегу реки Охты, где в 1710‑х гг. разместились пильные мельницы, канатный двор и амбар для судового такелажа. Место это обнесли палисадом. Здесь же выстроили каза
  • Морская слобода

    Эта слобода возникла в начале XVIII в. у Адмиралтейства. Населяли ее люди «морского дела», то есть матросы, мастеровые и другие служащие, приписанные к Адмиралтейству. Память о слободе сохранилась в н
  • Московско‑Ямская слобода

    Появление этой слободы связано с ямщиками, которых Петр I поселил на берегу речки Лиговой. В начале 1710‑х гг. на своем местном кладбище ямщики построили деревянную часовню, впоследствии замененную
  • Немышлянская пригородная слобода Немышля

    Расположена в Захарьк. части старого города, между нынешними Московским просп. и Салтовским шоссе. Начиналась сразу за Вознесенской церковью (пл. Фейербаха), была окружена хуторами и дачными постр
  • Панасовка Панасовская слобода

    район, расположенный в северозападной части города на правом берегу р. Лопань. Основана во второй половине XVII ст. переселенцем по имени Панас (Опанас, по-русски - Афанасий). Жители расположенной в ни
  • Русская слобода

    Само существование Русской слободы в Петербурге с первых десятилетий жизни города говорило о его особом многонациональном характере. В обычных городах на Руси не было русских слобод, потому что р
  • Черная сотня (слобода)

    форма самоуправления и самоорганизации ремесленников и торговцев Древней Руси.
  • Сергиевка (Сергиевская слобода)

    О существовании Сергиевки, или Сергиевской слободы, долгое время напоминало название Сергиевской улицы на Малой Охте, которая начиналась у Республиканской улицы и выходила к Заневскому проспект
  • Вологодско‑Ямская слобода

    Точное местоположение бывшей Вологодско‑Ямской слободы «Топонимическая энциклопедия Санкт‑Петербурга» определяет следующим образом: «у пересечения Краснопутиловской ул. и ул. Червонного Каз
  • Образование слобод в Харькове

    Начали формироваться одновременно с городом, окружая его. Рубленые дома и хаты-мазанки плотно заполняли участки между крепостью и рекой Харьков, образуя новый торгово-ремесленный район - Подол. Зд
  • Слободан Милошевич

    (серб. Слободан Милошевић, Slobodan Milošević) (20 августа 1941 года, Пожаревац — 11 марта 2006 года, Гаага). В период с 1986 по 1990 год сначала председатель белградского горкома Союза коммунистов Сербии, затем предс