Слобода
Слобода
ее составляли для проживания в одном месте не менее пяти семей крестьян, которые имели в первые годы льготы (слободу) от налогов на Руси.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Слобода
название различных поселений в Русском государстве XI— XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.
Слобода
название различных поселений в Русском государстве ХI - ХVII вв., население которых временно освобождалось от княжеских повинностей. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах - слободы ремесленников.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Слобода
название различных поселений в Русском государстве XI–XVII вв., жители которых временно освобождались от княжеских повинностей. Различают слободы стрелецкую, монастырскую, ямскую, по ремеслам и другие. Например, слободой могло считаться пригородное селение свободных людей, а также большое село, где было более одной церкви, торг или ярмарка, волостное правление. Также слободой называлось село, где крестьяне не пахали.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Слобода
название различных поселений в Русском государстве XI - XVII вв., население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, слободы (кварталы и цеха) ремесленников в городах. Не несли государственного тягла принадлежавшие феодалам городские слободы, которые назывались "белыми" (в отличие от "черных" слобод, жители которых не были "обелены" от государственных повинностей). Соборным уложением 1649 г. "белые" слободы были ликвидированы.
Слобода
в России в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей(отсюда название «слобода» – свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей(стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев(Иноземные слободы). В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX -XX вв. название «слобода» получали иногда пригородные промышленные посёлки.
Слобода
слободка, свобода - поселение жителей, которые временно освобождалось от феодальных повинностей для привлечения населения из других местностей. В 1630–1980 сотни С. были созданы с разрешения царского правительства на юге Российского государства, куда переселились крестьяне и казаки с Левобережной и Правобережной Украины. От этих С. местность получила название Слободская Украина. Вначале много С. возникло на землях казацкой старшины и помещиков. На протяжении XVIII в. С. теряли свои временные привилегии, сливались с городами или превращались в обычные села, поселки с подушным налогообложением жителей. Название «слобода», «слободка» сохраняется за многими населенными пунктами Украины.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
СЛОБОДА
пригородное селение за стеной города (крепости). Существовали стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные и др. Возникли в 11–17 вв. как поселения служилых людей и ремесленников. В Пенз. были С.: Пушкарская, Старо-Драгунская, Инвалидная, Черкасская, Конная, Пешая, Ново- Драгунская. Пушкарская располагалась в р-не нынешней ул. Замойского; Старо-Драгунская – в р-не ул. Гоголя; Инвалидная – в р-не ул. Баумана; Черкасская – в сев. части города, в р-не ул. Старо-Черкасской; Конная – в р-не ул. Луначарского и начала пр. Победы; Пешая – в р-не ул. Богданова, Куйбышева, Тамбовской и Кутузова; Ново-Драгунская – в р-не ул. Долгова, Чехова и Бакунина. В Пенз. уездных городах также были С.: Покровская, Пушкарская, Никольская, Стрелецкая (В. Ломов), Стрелецкая, Пушкарская, Казанская, Токмовская (Инсар), Подгорная Конная, Подгорная Пешая (Мокшан), Затинная, Пешая, Пушкарская, Инвалидная (Н. Ломов), Казачья, Стрелецкая, Пушкарская (Саранск) и др. Также и нек-рые села края назывались С.: Ломовская С., Рейтарская С., Юловская С., Новокутлинская С., С. Старая Сотня, Посопная С. и др. В. С. Годин.
Источник: Пензенская энциклопедия.
Слобода
сел. пос. в феод. России. Первые С. возникли на Зап. У. во второй пол. XVI в. в вотчине Строгановых. В 1579 их насчитывалось 5. С. Перми Великой были равнозначны погостам. Наиб. интенсивно процесс создания С. развивался в XVII в., когда шло активное крест. освоение плодородных земель в басс. рр. Пышмы, Нейвы, Исети, Миасса (колонизация) . Так, в Верхотурском у. в 1680 насчитывалось 12 С. и 1 слободка. Все С. выступали в двух функциях: самостоятельное пос. и ц. округи. С. основывалась двумя путями - первый, по инициативе воеводской администрации, устройство и управление С. поручалось приказчику, второй - частным лицом (слободчиком). Место для С. подыскивалось с учетом двух обстоятельств - чтобы иметь новый земледельческий р-н и стратегически важный военный пункт. Ур. С. были укреплены острогами (военно-оборонительные пос.). Кроме черносошных крест., в С. проживало значительное кол-во беломестных казаков и драгун. Напр., в 1686 в Шадринской С. было 137 дворов пашенных крест., 10 - беломестных казаков, 41 - драгун. В конце XVII в. округа мн. С. была достаточно заселенной. В С. как адм.-тер. единицу могли входить дер. Напр., в 1710 в Усть-Миасской С. было 10, Окуневской - 15 дер. Во второй пол. XVIII в. С. постепенно трансформировалась в с., лишь за отд. сел. пос. формально сохранялось название "С.". Так, в Перм. губ. в 1795 насчитывалось 49 С. (0,77% всех сел. пос.), в 1869 - 10 (0,1%). Лит.: Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX в. Пермь, 1995. Манькова И.Л.
СЛОБОДА
свобода) - вид поселений в феод. России. Первые упоминания о С. относятся к 11 в. В 12 - 1-й пол. 16 вв. С. - отд. поселения, в т. ч. около города-крепости, или группа поселений, иногда целая округа, жители к-рых освобождались от налогов и повинностей, ложившихся на тяглое население (отсюда назв. "С."). В период организации С. они получали и др. временные льготы. Их предоставление было одним из способов привлечения в С. непосредств. производителей, в частности из соседних княжеств. С. организовывали великие и удельные князья, а также отд. светские и церк. феодалы на землях, на к-рые ими были получены иммунитетные грамоты. Население С. несло повинности в пользу владельца земли, на к-рой находилась С. В это время возникли С. княж. ремесленников Москвы (Барашская, Басманная, Бронная, Кадашевская, Сыромятная и др.) и др. городов, промысловые и земледельч. великокняж. и частновладельч. С. в уездах (несколько рыбных С., Новая Соль, или Холуй, Александровская, Решемская и т. д.) и частновладельч. С. на белых землях в городах. В 16 в. в городах начали формироваться С. служилых людей по прибору (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казенных ремесленников (кузнецов, оружейников, кирпичников и др.), а также иностранцев (см. Иноземные слободы). Их население, освобожденное от тягла, было обязано исполнять определенный вид службы. Со 2-й пол. 16 в. с лишением иммунитетных прав происходит включение населения части государевых и частновладельч. С. в разряд тяглого населения. В 1649-52 были ликвидированы частновладельч. С. в городах (см. "Посадское строение"). В 1-й пол. 18 в. в связи с созданием регулярной армии в разряд тяглого населения были включены и служилые люди по прибору. Сохранив свое назв. "С.", уездные С. превратились в обычные села и деревни или в поселения гор. типа (Борисоглебская (см. Тутаев), Вязниковская (совр. г. Вязники), Рыбная (см. Рыбинск) и др.), а С. городов в гор. кварталы. В 19 - нач. 20 вв. назв. "С." получали иногда окологородные пром. поселки (напр., Дангауэровская С., возникшая ок. Москвы). Назв. "С." сохранилось до наст. времени в наименовании нек-рых населенных пунктов. Лит.: Богоявленский С. К., Моск. слободы и сотни в XVII в., в сб.: Моск. край в его прошлом, ч. 2, М., 1930; Веселовский С. Б., Феод. землевладение Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Смирнов П. П., Посадские люди и их клас. борьба до сер. XVII в., т. 1-2, М.-Л., 1947-48; Тихомиров M. H., Средневековая Москва в XIV-XV вв., (М.), 1957.