Бог, выражение воли Божией и Его явление в Иисусе Христе (Ин 1.1-3; 1Ин 1.1-3; От 19.13), осуществление пророчеств (Ин 1.14). О духовном значении и силе Слова было несколько открыто уже древним (Пс 32.6; 106.20; 118.89-90; 147.4,7), которые понимали Его как премудрость (Иов 28.12-28; Пр 8.22-31; 9.10; Лк 11.49). Премудрость и Слово воплотились во Христе Иисусе (1Кор 1.24,30; Еф 3.10-11). (См. пророчествовать)
Слово
Слово
"СЛОВО"
ежедневная рус. бурж. газета; издавалась в 1903-09 (с перерывом в июле - нояб. 1906) в Петербурге. Вначале "С." являлось органом правых земцев, в нояб. 1905 - июле 1906 - правых октябристов, а затем - мирнообновленцев (см. Партия мирного обновления). Издателями газеты были разновременно: И. В. Скворцов, Н. П. Дучинский, Н. Н. Перцов, М. М. Федоров, редакторами - И. В. Скворцов, Н. П. Дучинский, П. В. Быков, Н. Н. Перцов, M. M. Федоров, И. Лазаревский, С. П. Андрианов. Объясняя прекращение издания в 1909, "С." писало об отсутствии в обществ. кругах "широкой поддержки" газеты.
СЛОВО
жанр византийской и древнерусской церковной письменности и проповеди.
В Византии жанр Слова достиг расцвета в IV в. благодаря проповеднической деятельности свв. Григория Назианзина, Василия Великого, Епифания Kипрского и особенно Иоанна Златоуста, творения которого стали образцами в странах православного мира. По традиции Слово слагается из вступления, основной части повествовательного характера и заключения – похвалы. K похвале обычно присоединяется молитва Богу или святому, к которому обращено Слово. В древнерусской традиции церковно-учительного и торжественного красноречия, опиравшейся на византийскую традицию, до нас дошли сборники Слов: «Пролог», «Измарагд», «Златоуст», «Маргарит», «Златая цепь» и др. В XI- XII вв. наиболее известными были «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона; слова-поучения св. Феодосия Печерского, торжественные проповеди на праздники св. Kи- рилла Туровского; в XII в. – слова-проповеди Серапиона Владимирского, рисующие ужасы татарского нашествия; в XV-XVI вв. – торжественные проповеди Епифания Премудрого, Фотия и митрополита Даниила; в XVII – начале XVIII вв. – Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, проповедников Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и др.
В Византии жанр Слова достиг расцвета в IV в. благодаря проповеднической деятельности свв. Григория Назианзина, Василия Великого, Епифания Kипрского и особенно Иоанна Златоуста, творения которого стали образцами в странах православного мира. По традиции Слово слагается из вступления, основной части повествовательного характера и заключения – похвалы. K похвале обычно присоединяется молитва Богу или святому, к которому обращено Слово. В древнерусской традиции церковно-учительного и торжественного красноречия, опиравшейся на византийскую традицию, до нас дошли сборники Слов: «Пролог», «Измарагд», «Златоуст», «Маргарит», «Златая цепь» и др. В XI- XII вв. наиболее известными были «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона; слова-поучения св. Феодосия Печерского, торжественные проповеди на праздники св. Kи- рилла Туровского; в XII в. – слова-проповеди Серапиона Владимирского, рисующие ужасы татарского нашествия; в XV-XVI вв. – торжественные проповеди Епифания Премудрого, Фотия и митрополита Даниила; в XVII – начале XVIII вв. – Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, проповедников Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и др.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Слово
одно из имен, которым Иоанн называет Иисуса Христа. «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог... и Слово стало плотью» (Иоан. 1:1,14). В 1 Иоан. он называет Его «Словом жизни» и в Отк. 19:13 «Словом Божиим». В 1. главе книги Бытия повторяется более 10 раз «Бог сказал». Все эти слова Божий Иоанн заключает в единственном, великом, живом и личном «Слове». Во всех сказанных словах апостол Иоанн находит говорящее «Слово». Мессия есть Слово, в Котором живет слово Божие и из Которого исходит Слово Божие, подобно тому, как Он есть Премудрость, ибо в Нем обитает и через Него говорит премудрость Божия (Лук. 11:49; 1 Кор. 1:24,30; Еф. 3:10). Слово Божие и премудрость Божию уже в Ветхом Завете начинали понимать, как личность, что видно из следующих мест: о Слове — Пс. 32:4,6; 106:16-20; 118:89-105; 147:4, 7; и о премудрости — Иов. 28:12 и дал.; Прит. гл. 8 и 9, а также и в апокрифических книгах: книга Сираха и Премудрости Соломона. См. Прит. 8: 22 и дал. Премудрость была создана прежде всего, от вечности; она присутствовала, когда Бог водрузил горы и уготовил небо и т.д. 6 халдейских переводах Ветхого Завета, т.н. Таргумах, часто встречается выражение Мемра», т.е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано Иегова, особенно в тех случаях, где Иегова открывается Своему народу или говорит с ним. Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т.д.; в Быт. 19:24 сказано, что «Слово Иеговы низвело на Содом огонь и серу от Иеговы». В одном из этих халдейских переводов (Таргум Ионафана) сказано в Ис. 45: 18,22,25: «Так говорит Иегова... если обратитесь к Слову Моему, то вы спасетесь». В Слове Иеговы все семя Израилево будет оправдано и прославлено. Когда в Быт. 31:13 ангел Иеговы говорит Иакову, что Он тот Бог, Которому Иаков дал обет в Вефиле, то в «Онкелос Таргум», другом халдейском переводе, говорится, что Иаков дал свой обет Слову Иеговы: «если Слово Иеговы сделается моею помощью, то Слово Иеговы будет мне Богом» (Быт. 28:20 и дал.). Эти места показывают, что определенное (различие между Иеговою и Его Словом, которое рассматривается, как личность — Ангел Господень» или «Ангел Союза», все яснее и яснее выступало в сознании ветхозаветных людей, пока, наконец, Слово Само не воплотилось и не указало на Себя, как на Премудрость Божию (Лук. 11:49), говоря: «Я есмь путь, истина и жизнь, ...кто видел Меня, видел Отца» (Иоан. 14:6,9).
СЛОВО
основная единица языка и речи. Как лингвистическая единица, имеет два аспекта: план выражения (звуки или буквы, из которых оно состоит) и план содержания (значение, отсылка к тому предмету или понятию, которое оно означает). Слово состоит из морфем, и само входит в состав словосочетаний и предложений.
Как единица художественного текста, слово выполняет множество функций. План выражения слова участвует в образовании ассонансов и аллитераций: подбора одинаковых гласных и согласных звуков соответственно. Напр., в четверостишии А. А. Блока:
Я, не спеш а , собр а л бесстр а стно
Воспомин а нья и дел а ,
И ст а ло беспощ а дно я сно:
Жизнь прошум е ла и ушл а –
(«Весенний день прошел без дела…»)
все ударные гласные а , и только в слове прошумела – е , что выделяет его на фонетическом уровне. Примером аллитерации может служить фраза из «Слова о полку Игореве»: «С п озаранку в п яток п ото п тали они п оганые п олки п оловецкие», где подобраны слова со звуком п , чтобы создать ощущение конского топота. В поэтической речи план выражения слова участвует также в организации строки: количество слогов в слове и ударение образуют стихотворный размер строки.
Подбор слов может создавать интонацию речи, наиболее типичный случай – создание эффекта торжественности, возвышенности с помощью слов высокого стиля, напр.:
Восстань , пророк, и виждь , и внемли ,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей –
(А. С. Пушкин, «Пророк»)
или же, наоборот, использование слов низкого, разговорного стиля для создания эффекта сниженной речи:
Гетры белые носила,
Шоколад «Миньон» жрала ,
С юнкерьем гулять ходила,
С солдатьем теперь пошла?
(А. А. Блок, «Двенадцать»)
Слово также может вступать в различные смысловые ряды, проясняя и уточняя смысл понятия, использованного автором в тексте. Противопоставление слов по семантическому признаку – средство создания антитезы: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог» (Г. Р. Державин). Столкновение слов с противоположной или несочетаемой семантикой в тексте приводит к возникновению парадоксов и оксюморонов; напр., оксюморонные заглавия позволяют по-разному осмыслять их: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Живой труп» Л. Н. Толстого. Переносное значение слов становится основой образной стороны речи, служит средством создания метафор, метонимий и других тропов.
Отличительной особенностью поэтической речи является использование авторами придуманных ими слов, так называемых неологизмов:
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной вы проходите морево …
(И. Северянин, «Кензели»)
Синтаксис также участвует в организации художественной речи, напр., образуя синтаксическийпараллелизм:
Когда умирают кони, дышат.
Когда умирают травы, сохнут.
Когда умирают солнца, они гаснут.
Когда умирают люди, поют песни.
(В. Хлебников, «Когда умирают кони, дышат…»)
Термин «слово» также обозначает один из жанров древнерусской литературы – ораторская проза, написанная очень эмоциональным и поэтическим языком: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли».
Как единица художественного текста, слово выполняет множество функций. План выражения слова участвует в образовании ассонансов и аллитераций: подбора одинаковых гласных и согласных звуков соответственно. Напр., в четверостишии А. А. Блока:
Я, не спеш а , собр а л бесстр а стно
Воспомин а нья и дел а ,
И ст а ло беспощ а дно я сно:
Жизнь прошум е ла и ушл а –
(«Весенний день прошел без дела…»)
все ударные гласные а , и только в слове прошумела – е , что выделяет его на фонетическом уровне. Примером аллитерации может служить фраза из «Слова о полку Игореве»: «С п озаранку в п яток п ото п тали они п оганые п олки п оловецкие», где подобраны слова со звуком п , чтобы создать ощущение конского топота. В поэтической речи план выражения слова участвует также в организации строки: количество слогов в слове и ударение образуют стихотворный размер строки.
Подбор слов может создавать интонацию речи, наиболее типичный случай – создание эффекта торжественности, возвышенности с помощью слов высокого стиля, напр.:
Восстань , пророк, и виждь , и внемли ,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей –
(А. С. Пушкин, «Пророк»)
или же, наоборот, использование слов низкого, разговорного стиля для создания эффекта сниженной речи:
Гетры белые носила,
Шоколад «Миньон» жрала ,
С юнкерьем гулять ходила,
С солдатьем теперь пошла?
(А. А. Блок, «Двенадцать»)
Слово также может вступать в различные смысловые ряды, проясняя и уточняя смысл понятия, использованного автором в тексте. Противопоставление слов по семантическому признаку – средство создания антитезы: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – Бог» (Г. Р. Державин). Столкновение слов с противоположной или несочетаемой семантикой в тексте приводит к возникновению парадоксов и оксюморонов; напр., оксюморонные заглавия позволяют по-разному осмыслять их: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Живой труп» Л. Н. Толстого. Переносное значение слов становится основой образной стороны речи, служит средством создания метафор, метонимий и других тропов.
Отличительной особенностью поэтической речи является использование авторами придуманных ими слов, так называемых неологизмов:
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной вы проходите морево …
(И. Северянин, «Кензели»)
Синтаксис также участвует в организации художественной речи, напр., образуя синтаксическийпараллелизм:
Когда умирают кони, дышат.
Когда умирают травы, сохнут.
Когда умирают солнца, они гаснут.
Когда умирают люди, поют песни.
(В. Хлебников, «Когда умирают кони, дышат…»)
Термин «слово» также обозначает один из жанров древнерусской литературы – ораторская проза, написанная очень эмоциональным и поэтическим языком: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006