Святой
СВЯТОЙ
Христианин, отличившийся особой духовной жизнью, подвигом молитвы и любви, мученичеством за Христа, т.е. человек, высотой духовной жизни показавший и подтвердивший свою веру. Человек, совершенный в духовном и нравственном отношении. Святые, мн – мужчины и женщины, которые жили в миру, монастырях, пустынях. Они полностью посвятили свою жизнь Богу и прославились подвигами христианской любви и благочестия, трудами добродетельной жизни. Среди них пророки, мученики, преподобные, апостолы, благоверные князья, блаженные, исповедники, святители, бессребреники и т.п.
Источник: Основы православной культуры. 2011
святой
отделенный, чистый, избранный Божий (Ис 4.3). В высшем смысле святым является только Бог, не имеющий ничего общего с грехом, с нечистотой. И Он говорит Своему народу: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев 11.44-45; 19.2; 20.7,26; 1Пет 1.15-16). Всех христиан Священное Писание называет святыми (1Пет 2.9; Рим 12.13; 1Кор 6.2; Еф 5.3; Кол 3.12). И это дар Божий через заступничество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Святыми названы и дети христиан (1Кор 7.14). Таким образом, и люди, и места, отделенные для Бога, и в которых (или на которых) пребывает Бог, называются святыми (Вт 7.6; 14.2; 23.14; Чис 6.5; Пс 86.2; Дан 9.16; Мф 24.15; Мк 6.20; Деян 6.13; 2Пет 1.18). Святыми являются: заповедь (2Пет 2.21), завет (Лк 1.72), суббота (Исх 31.14; Ис 58.13), Закон (Рим 7.12). Святой может быть жизнь (2Пет 3.11), но во всем этом проявляется святость Божия, ибо только Он свят (1Ц 2.2; От 15.4) и свято имя Его (Пс 144.21).
Святой
евр. кадош) в самом глубоком смысле есть Бог, как абсолютно отделенный от всякого греха, как делающий только добро и ненавидящий зло. Израилю постоянно напоминается: «Будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11:45; 19:2; Пс. 98:5,9; Ис. 6:3; Иоан. 17:11; Отк. 6:10). Святыми называются в Ветхом Завете «народ Божий взятый в удел» — Израиль. (Дан. 8:24), а в Новом Завете — ученики Христовы, «святой народ» (1 Пет. 2:9), как отделенные от мира, соединенные со Христом и причастники Св. Духа (2 Кор. 5:21; 1 Фес. 3:13; 2 Фес. 1:10). Святыми называются также ангелы (Мат. 25:31; Отк. 14:10), пророки (Лук. 1:70; Ефес. 3: 5) и апостолы (Ефес. 3:5). В более широком значении слова святой и освященный употребляются по отношению к известным лицам, временам и предметам (без обозначения какого-либо их доброго качества), которые были посвящены Богу или употреблялись во время богослужения (Исх. 30:25; 31:14; Мат. 7:6; Лук. 2: 23). В Ис. 13:3 (евр. текст) наступающие на Вавилон индийские и персидские войска Господь называет: «Мои освященные», т.е. избранные Им для ведения Его священной войны. Впоследствии эти слова стали обозначать все разрешенное для употребления, или что-либо, прикосновение к чему не оскверняло человека. Так в 1 Кор. 7:14 говорится о смешанных браках: муж язычник освящается верующей женою, и жена язычница освящается верующим мужем; дети же христиан святы; в 1 Тим. 4:5 сказано, что пища освящается словом Божьим и молитвою. Срав. выражения «святые горы» (Пс. 86:1), «святые места» (Мат. 24:15; Деян. 6:13; 21: 28), «святой город» (Деян. 9:24; Мат. 4:5; 27:53), «святая гора» (2 Пет. 1: 18).