самоназвание - удмурт, устаревшее - вотяки), народ в Российской Федерации (714,8 тыс. человек), коренное население Удмуртии (496,5 тыс. человек). Язык удмуртский пермской ветви финно-угорской семьи языков. Верующие - православные.
УДМУРТЫ
УДМУРТЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Удмурты
(самоназвание – удмурт) – народ, коренное население Удмуртии (497 тыс. чел.). Общая численность 747 тыс. чел. (1992). Язык удмуртский, относящийся к пермской ветви финно-угорских языков уральской семьи. Верующие православные. По данным археологии, этнографии и палеоантропологии, происхождение удмуртов связано с древними племенами ВятскоКамского района – носителями ананьинской (8 – 3 в.в. до н.э.), пьяноборской (конец 1 тыс. до н.э. – начало 1 тыс. н.э.), поломской (2 половина 1 тыс. н.э.), чепецкой (9 – 13 в.в.) археологических культур. В конце 1-го – начале 2 тыс. н.э. на удмуртов значительное влияние оказали волжско-камские болгары (См. Болгары Волжско-Камские). С 11 – 13 в.в. прослеживаются связи с русскими. После распада Казанского ханства (1552) удмурты полностью вошли в состав Русского государства. С этого времени усиливается процесс складывания единой народности удмуртов. С древнейших времен основными занятиями удмуртов были земледелие, скотоводство и охота. См. См. Россияне, Ананьинская культура, Бесермяне, Пьяноборская культура.
УДМУРТЫ
самоназв. - удмурт) - нация. В рус. письменных памятниках 14-16 вв. упоминаются под назв. "ары", "аряне", "отяки". В царской России их называли вотяками (последнее назв. употреблялось и нек-рое время после Окт. революции). Осн. масса У. (ок. 69%) живет в Удм. АССР (484 т. ч., перепись 1970). Небольшие группы У. расселены также в Map., Тат., Башк. АССР и в Кировской и Пермской обл. Общая числ. в СССР - 704 тыс. ч. (1970). Удм. язык относится к пермской группе финно-угорских языков и делится на 4 диалекта (сев., юж., средний, периферийный). Письменность появилась во 2-й пол. 18 в. на рус. основе. Верующие У. православные. По языку к У. относятся бесермяне, обитающие на С. Удм. АССР и представляющие особую этнографич. группу У. Они утрачивают свою самобытность и сливаются с У. По данным археологии, этнографии и палеоантропологии, происхождение У. связано с древними племенами - носителями ананьинской (8-3 вв. до н. э.), пьяноборской (кон. 1-го тыс. до н. э. - 1-е вв. н. э.) и чепецкой (9-13 вв. н. э.) археол. культур. С кон. 1-го тыс. н. э. на племена У. значит. влияние оказали болгары волжско-камские, а с кон. 13 - нач. 14 вв. - татары, с 11-13 вв. прослеживаются связи У. с русскими. В 15 - 1-й пол. 16 вв. территориально и в адм. отношении У. не представляли единого целого. Они составляли неск. групп (Ватка, Калмез и др.). Сев. У. входили в состав Вятской земли (с 1489 - часть Вел. княжества Московского), а южные - Казанского ханства. В сер. 16 в., после распада Казанского ханства, У. полностью вошли в состав Рус. гос-ва. С этого времени усиливается процесс складывания единой народности У. С древнейших времен осн. занятиями У. были земледелие, скотоводство и охота (последняя в наст. время утратила свое хоз. значение). После Окт. революции в экономике и культуре прежде угнетенного народа произошли коренные экономич. изменения. Сложился нац. рабочий класс и инженерно-технич. интеллигенция. Коллективизированное сел. х-во стало высокомеханизированным. Ликвидирована неграмотность. В процессе социалистич. строительства У. сформировались в социалистич. нацию. Самобытная нац. культура получила дальнейшее развитие, что находит выражение в изобразит. иск-ве (вышивание, узорное ткачество и др.), музыке, фольклоре. Создаются нац. лит-ра, драматическое, оперное и хореографическое иск-ва. Об истории, экономике и культуре У. см. также в ст. Удмуртская АССР. Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Очерки истории Удмуртской АССР, т. 1-2, Ижевск, 1958-62; Генинг В. Ф., Археологич. памятники Удмуртии, Ижевск, 1958; Вопросы финно-угорского языкознания, в. 4, Ижевск, 1967; Трефилов Г. Н., Происхождение удмуртского народа, Ижевск, 1956; Белицер В. Н., Народная одежда удмуртов, М., 1951; Смирнов И. Н., Вотяки, Каз., 1890. В. Е. Владыкин. Ижевск.
Удмурты
удмурт, укморт (самоназв.), вотяки (устаревшее рус. назв.), народ Зап. Приуралья, коренное нас. Удм. респ. По переписи 1989 всего 747 тыс. чел. Числ. в России - 714,8 тыс. чел., в т.ч. в Удмуртии 496,5 тыс., в Татарии - 24,8 тыс., Башк. - 23,7 тыс., Перм. обл. - 32,8 тыс., Кировской обл. -23 тыс., Свердл. обл. - 23,6 тыс. чел. Живут также в Казахстане (15,8 тыс.), на Украине (8,6 тыс.), Узбекистане (2,5 тыс.). 48% У. России - жители г. и пос. гор. типа. В среде удмуртов развито удм.-рус. двуязычие, 30% удм. родным признают рус. яз. Гл. целью совр. нац. движения (об-ва удм. культуры "Дэмен"(1989), ассоциации "Удм. Кенеш" (1991)) является возрождение этноса и его сохранение. Этногенез Удм. восходит к древним племенам Волго-Камья и связан с ананьинской (VIII-II вв. до н.э.), пьяноборской (III в. до н.э. - II в. н.э.), поломской (VI-IX вв. н.э.), чепецкой (IX-XV вв. н.э.) археол. культурами. В этнической истории Удм. значительна роль волжских булгар, татар, русских. С присоединением к Рус. гос-ву (сев. Удм. - в 1489, юж. - в 1558) усилился процесс формирования единой народности. Удм. участвовали в классовой борьбе против царизма (Крест. война под предводительством Е.И.Пугачева, башк. восстания и др.). 4 нояб. 1920 образована Вотская (с 1932 Удм.) авт. обл., в 1934 преобразована в авт. респ., с 1991 - Удм. Респ. Осн. традиционные занятия удм. - земледелие и жив-во; важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство. Земледелие было общинным; общиной управлял совет (кенеш). Обычаи и обряды образуют два комплекса: связанные с жизненным циклом чел. и трудовые. Большинство верующих удм. православные, ч. придерживается традиционных языческих верований. Удм. яз. принадлежит к перм. ветви финно-угорских яз. Письменность создана в XVIII в. на основе рус. графики. Лит. яз. сложился в сов. период. Богат многожанровый фольклор, ведущее место в к-ром занимает песня; нар. прикладное иск-во (вышивка, узорное ткачество, вязание, обработка дерева - резьба, плетение, долбление, тиснение). Накоплены знания в обл. нар. медицины, метрологии, педагогики, природоведения. В 1920-е нач. возрождение этноса, созданы нац. школа, книжное изд-во, учреждения культуры, нац. интеллигенция. Репрессии 1930-х и последующих гг. затормозили дальнейшее развитие нац. культуры. Традиционная нар. культура признавалась устаревшей и недостойной внимания. Проф. виды иск-ва развивались под гос. и парт. контролем в русле соцреализма. Хоть и медленно, но все же проф. культура росла, ее деятели наращивали профессионализм и мастерство. Образованы творческие союзы писателей, худ., композиторов. Стали изв. имена прозаиков Кедра Митрея, М.Петрова, М.Коновалова, Т.Архипова, Г.Красильникова, драматургов И.Гаврилова, В.Садовникова, Е.Загребина, поэтов К.Герда, Ашальчи Оки, Н.Байтерякова, Ф.Васильева, худ. С.Виноградова, П.Елкина, М.Гарипова, композиторов Г.Корепанова, Г.Корепанова-Камского, деятелей сценического иск-ва В.Перевощикова, Н.Бакишевой, Г.Веретенникова, В.Садаевой и др. Популярны Гос. ансамбль песни и танца "Италмас", театр фольклорной песни "Айкай", эстрадный ансамбль "Шулдыр жит". Лит.: Верещагин Г.Е. Вотяки Сосновского края // Записки ИРГО. Т. 14. Вып. 2. СПб., 1896; Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография, 1970. № 3; Он же. Из истории религиозного синкретизма удмуртов // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск, 1990; Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. История этнографии удмуртов: Краткий исторический очерк с библиографией. Ижевск, 1984; Они же. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991; Голдина Р.Д. Проблемы этнической истории пермских народов в эпоху железа // Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987; Иванова М.Г. Чепецкие древности. Ижевск, 1987; Пименов В.В. Удмурты: Опыт компонентного анализа этноса. Л., 1977; Смирнов И.Н. Вотяки. Казань, 1992; Христолюбова Л.С. Семейные обряды у удмуртов. Ижевск, 1984; Она же. Этнокультурные процессы у удмуртов в 1970-е гг. // Статистико-этнографические исследования в Удмуртии. Устинов, 1985. Христолюбова Л.С., Владыкин В.Е.
УДМУРТЫ
, один из древних коренных народов Приуралья. Этноним этого народа — удмурт, удморт, укморт. Устаревшее название — вотяки. Удмурты проживают достаточно компактно в Приуралье и на сопредельных территориях. Основная часть удмуртского народа проживает в Республике Удмуртия, за её пределами — в республиках Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, в Кировской и Свердловской областях, в Перм. крае. Удмуртский этнос состоит из двух крупных этнографических групп — сев. и юж. удмуртов. Исследователи выделяют также несколько локальных групп удмуртов, оторванных от основной части этноса и проживающих, как правило, за пределами Удмуртской Республики. Удмуртский язык относится к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Основная часть удмуртов — православные христиане, однако некоторые периферийные группы удмуртов избежали даже формальной христианизации. Перепись 1989 г. отметила 746 800 удмуртов, из которых 66,4% проживало на территории Удмуртии, а остальные — за её пределами. По переписи 2002 г., в РФ численность удмуртов составила 636 900 человек, в Перм. обл. — 26 300 удмуртов (в 1989 г. — 32 756). Значительная часть из числа современных удмуртов переселилась в Прикамье с территории Удмуртии и других областей и республик в советское время. Крупные городские диаспоры удмуртов сложились в гг. Перми, Чайковском, Березниках, Чернушке. Большое число удмуртов в разные периоды осело в Чайковском, Большесосновском, Верещагинском р-нах. В 1970—80-е гг. большая этническая группа удмуртов формируется в Чернушинском районе (в 2002 г. там проживало 2289 удмуртов).
Только в Куединском районе Перм. обл. до настоящего времени сохраняются деревни удмуртов, предки которых издавна освоили эти земли. Данную этнографическую группу в науч. литературе принято называть куединскими, или буйскими удмуртами. Переселение предков куединских удмуртов в Перм. край началось в кон. XVI в. Причин было несколько: присоединение Казанского ханства к Русскому государству, русская колонизация Среднего Поволжья, постепенное распространение крепостного права и православного христианства, а позднее — рекрутской повинности. Значительная часть удмуртов, осевших в Юж. Прикамье, обосновалась в верховьях р. Буй. Впервые деревни буйских удмуртов упоминаются в 1673 г. Основными хозяйственными занятиями были земледелие и животноводство, вспомогательное значение имели пчеловодство, рыболовство. Развитыми оставались домашние промыслы и ремесла. Основной тип поселения — деревни (гурт), которые до середины XIX в. сохраняли беспорядочную застройку, а затем были распланированы. Усадебный комплекс куединских удмуртов — открытый, с незамкнутым двором. При таком расположении жилой дом ставится отдельно от хозяйственных построек, которые располагаются, как правило, по периметру или в задней части двора. Отличительными особенностями удмуртской усадьбы были постройки кенос и куала. Кенос, небольшой срубный одноэтажный амбар-клеть, располагался недалеко от дома, использовался для хранения утвари, одежды, продуктов. Куала считалась домашней святыней, там совершались семейные и родовые моления. Основным жилищем удмуртов было срубное жилище, наиболее ранний его тип — однокамерная изба с пристроенными сбоку сенями. Распространенным являлось двухкамерное жилище из жилого помещения и сеней (изба-сени).
Широко бытовал и трёхкамерный вариант жилища из двух изб с сенями посередине (изба-сени-изба). С начала XX в. активно распространяются домапятистенки. Интерьер жилища куединских удмуртов близок внутреннему убранству татар и башкир. Печь в доме располагалась справа или слева от входа, по диагонали от печи находился передний угол. Вдоль всей передней стены шли широкие нары дюз. Основу традиционного питания составляли продукты земледелия. Из злаковых культур (пшеницы, ячменя, проса, овса) готовили крупы для варки каш. Из пшеничной и ржаной муки пекли кислый хлеб нянь, известны были и пресные лепешки куар нянь. Традиционными блюдами были и остаются блины из кислого теста табань, пресные шанежки с начинкой перепечь, медовые шарики чумер. Повседневным блюдом были различные супы шыд. Широко использовалось в питании молоко и продукты его переработки. Среди мясных продуктов в пищу употреблялось мясо домашних животных, за исключением свинины. Из напитков был распространен квас сур. Особе значение имели обрядовые блюда во время языческих молений и жертвоприношений. Из мяса жертвенных животных варился бульон, на бульоне варили кашу куриськон жук. Длительное проживание в татарско-башкирском окружении привело к тому, что костюм куединских удмуртов приобрел схожие черты с костюмом этих народов. Основой женского костюма служила рубаха дэрем туникообразного покроя с широким подолом. Поверх рубахи носили фартук ашшет, азькышет. Обязательным элементом женского костюма были штаны. Основой головного убора как девушек, так и женщин был манлай — матерчатый чепец, украшенный двумя рядами серебряных монет. Девушки и молодушки поверх манлая надевали повязку из позумента с бахромой — уко чачак, сясяк. Сверху надевали вязаный полосатый головной убор колпак, спускающийся на затылок и на спину. Женщины поверх манлая носили полотенчатый головной убор чалма.
Особенность женского костюма—многочисленные серебряные украшения. Основу мужского костюма составляла рубаха туникообразного покроя, выполненная из клетчатой пестряди, и полосатые штаны. Особый белый комплект одежды существовал для молений. Молельный костюм использовался и как погребальный. Удмурты Куединского р-на избежали христианизации и сохранили язычество как основу религиозно-мифологической картины мира. Религиозные воззрения удмуртов-язычников группировались вокруг семейнородовых и аграрных культов. Проживая длительное время в иноконфессиональном окружении, удмурты испытали влияние со стороны исламских и христианских традиций. Традиционные черты во многом сохраняли семейные обряды: праздники по случаю рождения ребёнка, перехода в новый дом, а также рекрутские, свадебные и похоронно-поминальные обряды. Годовой круг праздников и обрядов открывали подготовка и празднование главного годового праздника — Великого дня Быдзымнал, совпадавшего с православной Пасхой. В цикл весенних обрядов входил также обряд ву келян, йо келян (проводы воды, льда). Весенне-летний период нар. календаря был более всего наполнен праздниками-молениями, которые проводились обычно после весенних полевых работ. Осенний период открывался празднованием Илин нунал — Ильина дня, отмечавшегося как день нового урожая. Большим осенним праздником считался праздник завершения осенних полевых работ Сизьыл куриськон (Осенний куриськон, осеннее прошение). Зимний цикл праздников и обрядов включал зимнее моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. В последние годы в среде куединских удмуртов активизировалось национально-культурное движение. Возрождаются языческие моления, образовательные учреждения используют опыт народной педагогики, появляются музеи или музейные уголки традиционного быта. С 1990 г. активно работает в Куединском районе Удмуртский культурный центр, который в 2009 г. получил статус краевого. Активизируются культурные связи с Удмуртской Республикой.
Лит.:Атаманов, М.Г. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988; Владыкин, В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994; Миннияхметова, Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2000; Тезяков, Н.И. Вотяки Больше-Гондырской волости. Чернигов, 1892; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI — первой половине ХIХ века. Пермь, 1995. С. 54, 332—335; Черных, А.В. Буйские удмурты. Пермь, 1996; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в Южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39—113; Яковлев, И.В. Из жизни пермских вотяков Гондырского края // Известия Общества археологии, истории, этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1903. Т. 19, вып. 3—4.
А.В. Черных
Только в Куединском районе Перм. обл. до настоящего времени сохраняются деревни удмуртов, предки которых издавна освоили эти земли. Данную этнографическую группу в науч. литературе принято называть куединскими, или буйскими удмуртами. Переселение предков куединских удмуртов в Перм. край началось в кон. XVI в. Причин было несколько: присоединение Казанского ханства к Русскому государству, русская колонизация Среднего Поволжья, постепенное распространение крепостного права и православного христианства, а позднее — рекрутской повинности. Значительная часть удмуртов, осевших в Юж. Прикамье, обосновалась в верховьях р. Буй. Впервые деревни буйских удмуртов упоминаются в 1673 г. Основными хозяйственными занятиями были земледелие и животноводство, вспомогательное значение имели пчеловодство, рыболовство. Развитыми оставались домашние промыслы и ремесла. Основной тип поселения — деревни (гурт), которые до середины XIX в. сохраняли беспорядочную застройку, а затем были распланированы. Усадебный комплекс куединских удмуртов — открытый, с незамкнутым двором. При таком расположении жилой дом ставится отдельно от хозяйственных построек, которые располагаются, как правило, по периметру или в задней части двора. Отличительными особенностями удмуртской усадьбы были постройки кенос и куала. Кенос, небольшой срубный одноэтажный амбар-клеть, располагался недалеко от дома, использовался для хранения утвари, одежды, продуктов. Куала считалась домашней святыней, там совершались семейные и родовые моления. Основным жилищем удмуртов было срубное жилище, наиболее ранний его тип — однокамерная изба с пристроенными сбоку сенями. Распространенным являлось двухкамерное жилище из жилого помещения и сеней (изба-сени).
Широко бытовал и трёхкамерный вариант жилища из двух изб с сенями посередине (изба-сени-изба). С начала XX в. активно распространяются домапятистенки. Интерьер жилища куединских удмуртов близок внутреннему убранству татар и башкир. Печь в доме располагалась справа или слева от входа, по диагонали от печи находился передний угол. Вдоль всей передней стены шли широкие нары дюз. Основу традиционного питания составляли продукты земледелия. Из злаковых культур (пшеницы, ячменя, проса, овса) готовили крупы для варки каш. Из пшеничной и ржаной муки пекли кислый хлеб нянь, известны были и пресные лепешки куар нянь. Традиционными блюдами были и остаются блины из кислого теста табань, пресные шанежки с начинкой перепечь, медовые шарики чумер. Повседневным блюдом были различные супы шыд. Широко использовалось в питании молоко и продукты его переработки. Среди мясных продуктов в пищу употреблялось мясо домашних животных, за исключением свинины. Из напитков был распространен квас сур. Особе значение имели обрядовые блюда во время языческих молений и жертвоприношений. Из мяса жертвенных животных варился бульон, на бульоне варили кашу куриськон жук. Длительное проживание в татарско-башкирском окружении привело к тому, что костюм куединских удмуртов приобрел схожие черты с костюмом этих народов. Основой женского костюма служила рубаха дэрем туникообразного покроя с широким подолом. Поверх рубахи носили фартук ашшет, азькышет. Обязательным элементом женского костюма были штаны. Основой головного убора как девушек, так и женщин был манлай — матерчатый чепец, украшенный двумя рядами серебряных монет. Девушки и молодушки поверх манлая надевали повязку из позумента с бахромой — уко чачак, сясяк. Сверху надевали вязаный полосатый головной убор колпак, спускающийся на затылок и на спину. Женщины поверх манлая носили полотенчатый головной убор чалма.
Особенность женского костюма—многочисленные серебряные украшения. Основу мужского костюма составляла рубаха туникообразного покроя, выполненная из клетчатой пестряди, и полосатые штаны. Особый белый комплект одежды существовал для молений. Молельный костюм использовался и как погребальный. Удмурты Куединского р-на избежали христианизации и сохранили язычество как основу религиозно-мифологической картины мира. Религиозные воззрения удмуртов-язычников группировались вокруг семейнородовых и аграрных культов. Проживая длительное время в иноконфессиональном окружении, удмурты испытали влияние со стороны исламских и христианских традиций. Традиционные черты во многом сохраняли семейные обряды: праздники по случаю рождения ребёнка, перехода в новый дом, а также рекрутские, свадебные и похоронно-поминальные обряды. Годовой круг праздников и обрядов открывали подготовка и празднование главного годового праздника — Великого дня Быдзымнал, совпадавшего с православной Пасхой. В цикл весенних обрядов входил также обряд ву келян, йо келян (проводы воды, льда). Весенне-летний период нар. календаря был более всего наполнен праздниками-молениями, которые проводились обычно после весенних полевых работ. Осенний период открывался празднованием Илин нунал — Ильина дня, отмечавшегося как день нового урожая. Большим осенним праздником считался праздник завершения осенних полевых работ Сизьыл куриськон (Осенний куриськон, осеннее прошение). Зимний цикл праздников и обрядов включал зимнее моление Тол вось и праздник Масленицы Вой. В последние годы в среде куединских удмуртов активизировалось национально-культурное движение. Возрождаются языческие моления, образовательные учреждения используют опыт народной педагогики, появляются музеи или музейные уголки традиционного быта. С 1990 г. активно работает в Куединском районе Удмуртский культурный центр, который в 2009 г. получил статус краевого. Активизируются культурные связи с Удмуртской Республикой.
Лит.:Атаманов, М.Г. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988; Владыкин, В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994; Миннияхметова, Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов. Ижевск, 2000; Тезяков, Н.И. Вотяки Больше-Гондырской волости. Чернигов, 1892; Чагин, Г.Н. Народы Прикамья / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; Чагин, Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце ХVI — первой половине ХIХ века. Пермь, 1995. С. 54, 332—335; Черных, А.В. Буйские удмурты. Пермь, 1996; Черных, А.В. Этнический состав населения и особенности расселения в Южном Прикамье в ХVI — первой четверти ХХ вв. // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. М., 1998. С. 39—113; Яковлев, И.В. Из жизни пермских вотяков Гондырского края // Известия Общества археологии, истории, этнографии при Императорском Казанском университете. Казань, 1903. Т. 19, вып. 3—4.
А.В. Черных
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.