ЛЕВ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЛЕВ

Легендарный царь Лаконики из рода Агидов, правивший в первой пол. VI в. до Р.Х. Сын Эврикрата II.
Лев продолжал войну с тайге-тами, начатую его отцом (Павса-ний: 3; 3).

Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999

Лев

Лев - митрополит Русский, которого отождествляют с первым митрополитом Киевским (989 - 1004 - 1008). Считается автором полемического сочинения об опресноках, на греческом языке (изд. у Павлова , ""Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян"", СПб., 1878). - См. Н.К. Никольский ""Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X - XI века)"" (СПб., 1906).

Источник: Биографический словарь. 2008

лев
величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии водились в Палестине и по берегам Иордана. Их названия, которых было несколько, вошли в названия многих городов и местностей. Со львом сравнивается колено Иудино (Быт 49.9) и весь Израиль (Чис 24.9), Сам Господь Бог (Ис 31.4) и Иисус Христос (От 5.5). С другой стороны львам уподобляются лжепророки (Иез 22.25), сам диавол (1Пет 5.8) и его служители (Пс 34.17). В Писании упомянуты три человека, убившие львов: Самсон (Суд 14.6), Давид (1Ц 17.36) и Ванея (2Ц 23.20).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЛЕВ
в эпоху античности Л. обитал в Африке, Ю.-З. Азии и Сирии. Он встречался также в Греции и Македонии. Здесь он стал излюбл. добычей охотников. В наши дни Л. в странах Средиземноморья больше не водится. У др. цивилизов. народов Л. считался символом мужества. Во Фригии и Греции его почитали вместе с богиней Кибелой, к-рую изображали мчащейся на колеснице, запряж. львами. В греч. и рим. архитектуре фигуры Л. использовались в кач-ве кренофилакса (охранителя источ.) и как декоративный элемент. Л. стал также одним из знаков зодиака и явл. символом всепроникающей силы огня. В иск-ве и геральдике образ Л. — важный элемент.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Лев
(греч. Icon, лат. 1ео), в эпоху античности Л. обитал в Африке, Ю.-З. Азии и Сирии. Он встречался также в Греции и Македонии. Здесь он стал излюбл. добычей охотников. В наши дни Л. в странах Средиземноморья больше не водится. У друг их цивилизованных народов Л. считался символом мужества. Во Фригии и Греции его почитали вместе с богиней Кибелой (лат. Magna mater), которую изображали мчащейся на колеснице, заиряж. львами. В греч. и рим архитектуре фигуры Л. использовались в качестве кренофилакса (охранителя источника) и как декоративный элемент. Л. стал также одним из знаков зодиака и являлся символом всепроникающей си гы огня. В искусстве и геральдике образ Л. важный элемент.

Источник: Словарь античности. 1989

Лев
евр. арьелави. Лев. Львы не были прежде редкостью в Палестине, особенно в тростниках Иорданской долины, не посещаемой людьми (Иер. 49:19; 50:44; Зах. 11:3), в лесах Ливана и в пещерах пустыни (Песн. П. 4:8). Еврейский язык имеет не менее семи названии львов: из них пять встречаются в кн. Иова (4:10 и дал.; Срав. Наум. 2:11 и дал.). Указания на силу и жестокость львов, их зубы и когти, их ужасный рев и кошачью способность подкрадываться к добыче — повсюду встречаются в Библии, как в буквальном смысле, так и символически. Лев изображает самого дьявола (1 Пет. 5:8) и его служителей (Пс. 34:17); безбожных тиранов и алчных лжепророков (Иез. 22:25), С другой стороны, лев является образом «гремящего» Господа Саваофа (Иер. 25:30; Иоил. 3:16); Иисус называется львом из колена Иудина (Отк. 5:5); все колено Иудино уподобляется льву (Быт. 49:9), а также Израиль в пророчестве Валаама (Чис. 24:9). Об опустошениях, произведенных львами, часто упоминается в Библии. Иногда львы наводили страх на целую область (4 Цар. 17: 25 и дал.; Ам. 3:12; срав. 3 Цар. 13:24; 20:36). Под видом льва, противостоящего множеству пастухов, изображает Себя Иегова (Ис. 31:4). Об обычаях восточных царей держать львиные рвы для того, чтобы туда бросать преступников, говорит нам история Даниила (Дан. 6). Иезекииль перечисляет обычные способы ловли и усмирения львов, а именно, ямы и сети, железные крюки и клетки (Иез. 194, 8 и дал ) Населявшая Палестину порода львов, вероятно, была так называемая, персидская, немного меньше африканской, с гривою темно-кофейного цвета. Свидетельство о том, что львы прежде свирепствовали в стране, сохранилось в названиях разных местностей, как, например, Лаис (т.е. лев) на Гермоне, Беф-Леваоф (львиный дом), Леваоф (львы) в Южной Иудее. Живописные рисунки на ассирийских памятниках, изображающие охоты на львов, свидетельствуют о том, что львы прежде часто встречались в Ассирии и Вавилоне. В настоящее время в Палестине нет львов; они почти не встречаются к западу от Евфрата. В царстве Мессии (Помазанника) молодой лев будет жить вместе с теленком (Ис. 11:6; 65:25).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ЛЕВ
Быт 49:9)-дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, отважный вид, действительно представляют поразительный вид. Длина льва иногда превышает 8 (англ.) футов, а высота бывает свыше 4 ф. Цвет кожи львов бывает большею частью красно-бурый. Храбрость и неустрашимость их обратились в пословицу. Эти хищные животные водились некогда на болотистых берегах Иордана, но вследствие ежегодного разлития реки оставили оные и сделались еще свирепее и отважнее (Иер 49:19). Аллегорических указаний на качество и свойства львов, этих по истине царей зверей, в Библии встречается очень много, и они так ясны, что не требуют особенных объяснений. В Свящ. Писании нередко например упоминается об его ужасном рычании, острых зубах, свирепом взгляде, отважных походах за добычею и быстрых прыжках, с которыми он бросается на оную. Евреи, которые были так хорошо знакомы с этим благородным животным, имели для него различные названия, смотря по его возрасту и полу, как например следующие: львенок молодой, престарелый лев, львица и т.п. (Вт 33:22, Иез 19:2, Пс 33:11, Ос 5:14, Чис 23:24 и др.). Со львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд 14:5-6) и Давид (1Цар 17:34-37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3Цар 13:24-26). Пр. Даниил был спасен от львов, в ров которых был брошен (Дан гл. 6), Львы в Свящ. Писании представляются символами людей, отличающихся особенною силою, властью и могуществом (Дан 7:4). Рыканию льва уподобляется слово Божие (Иов 4:10-11), всегда производящее потрясающее действие на сердца человеческие (Амос 3:4-8). Рыкающему льву, ищущему поглотить человека, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1Пет 5:8). В книге Иова говорится о льве в следующих словах: “Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассееваются.” А в кн. Наума содержится другое рельефное, аллегорическое изображение возраста, наружности и свирепости львов, именно: “Где теперь логовище львов, говорит он, и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, лев похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным?” (2:11). Все поэты древности обилуют ссылками на благородную отважность и силу царя четвероногих, и не мало их встречается также в Свящ. Писании. Изображения львов нередко встречаются на Ассирийских и Вавилонских изваяниях, и на памятниках Египтян, которые, как известно, боготворили львов. В настоящее время львы редко встречаются в Сирии, но за то их нередко можно встретить в Халдее. Их часто видали и видят также при pp. Евфрате и Тигре. Старый лев западной Азии имеет черную гриву и отсюда вероятно его прозвание: Shachal. т.е. черный лев.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ЛЕВ
1. (Leon). B Византии: Л. III (ок. 675 - 18.VI.741) - император с 717, основатель Исаврийской династии. Л. III удалось укрепить внешнеполитич. положение империи, отразив натиск араб. завоевателей (в 718 - у Константинополя, в 740 - при Акроиноне). В борьбе против арабов Л. III поддерживал хазар; в 733 женил своего наследника Константина на дочери хазарского кагана. Опираясь на провинц. знать, проводил иконоборчество (выступление против икон в 726, эдикт 730). 31.III.726 издал Эклогу законов. В воен. целях создал новые фемы на островах и на побережье М. Азии. В оценке деятельности Л. III нет единого мнения: В. Г. Васильевский приписывал ему ряд преобразований (агр., воен., адм.), Г. Острогорский считал, что к.-л. существенных реформ Л. III не проводил. Лит.: Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. общества и культуры VIII - пер. пол. IX в., М.-Л., 1961 (имеется библ); Schenk K., Kaiser Leo III, Halle, 1880.

А. П. Каждан. Москва.

Л. VI Мудрый (Leon o Sopos) (1.IX.866 - 11.V.912) - император с 886 из Макед. династии. Выразитель интересов столичной сановной знати и торг.-ремесл. и ростовщич. верхушки, Л. VI укреплял бюрократич. аппарат, лишил политич. значения синклит, упразднил остатки гор. самоуправления, проводил правительств. регулирование ремесла и торговли (см. Эпарха книга). Издал (ок. 890) законодат. сборник Василики. Стремился подчинить церковь: в 886 низложил патриарха Фотия, в 907 - патриарха Николая Мистика, осудившего четвертый брак Л. VI. Вел с переменным успехом войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 с Болгарией. Политика Л. VI вызвала недовольство провинц. знати - в 906 (или 908) против Л. VI было поднято восстание Андроником Дукой. Л. VI приписывается воен. соч. "Тактика Льва".

Соч.: PG, v. 107; Oraison fun?bre de Basile I par son fils L?on VI le Sage, (?d. A. Vogt, J. Hausherr), "Orientalia christiana", Roma, 1932, t. 26, No 1; Leonis VI sapientis problemata. Nunc primum ed. et indice auxit A. Dain, P., 1935.

Источн.: Две визант. хроники X в., M., 1959.

Лит.: Каждан А. П., К истории политич. борьбы в Византии в нач. X в.,"Уч. зап. Тульского пед. ин-та", 1952, в. 3; Сюзюмов М. Я., Экономич. воззрения Л. VI, "Визант. врем.", 1959, т. 15.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск. 2. (Leo). В католической церкви: Л. I. Великий (Leo Magnus) (ум. 10.XI.461) - римский папа с 440. Боролся за признание верх. власти рим. пап (как "преемников князя апостолов" Петра) над всей христ. церковью. В 445 Л. I добился от имп. Валентиниана III рескрипта, по к-рому папа получал право церк. юрисдикции в провинциях Зап. Рим. империи. Л. I - первый папа, принявший титул "pontifex maximus" ("великий понтифик"). Претендуя на роль высшего судьи в теологич. спорах, выступал с осуждением еретич. движений (манихейства, монофизитов; под влиянием Л. I последние были осуждены Халкидонским вселенским собором 451). Но Л. I не добился признания главенства папы над христ. церковью в целом - Халкидонский собор признал равным рим. папе патриарха Константинополя. Согласно преданию, Л. I за значит. выкуп предотвратил в 452 захват Рима гуннами, в 455 уговорил короля вандалов Гейзериха "ограничиться" разгромом Рима, оставив в живых его население и в сохранности его церкви. Л. I - автор "Догматич. послания" (о двойств. природе Христа; 449), ок. 100 проповедей, ему приписывается также 150 церк. посланий (PL, v. 54-56). Канонизирован, причислен к "учителям церкви" (doctor ecclesiae).

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Л. III (750 - 12.VI.816) - рим. папа с 795. Искал покровительства Карла Великого, попал от него в полную зависимость. Под воздействием Л. III в начале его понтификата римляне присягнули в верности франкскому королю, признав тем самым его суверенитет. В 799 рим. знать, недовольная политикой Л. III, подняла против него мятеж, выступив с обвинениями его в "прелюбодеяниях и клятвопреступничестве". Присутствие прибывшего в 800 в Рим Карла Великого помогло Л. III "очиститься клятвой" от всех обвинений и подавить мятеж. После этого в том же году (800) Л. III короновал Карла Великого рим. императором. В 1673 Л. III был канонизирован.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Л. IX (в миру - Бруно, Bruno) (21.VI.1002 - 19.IV.1054) - рим. папа с 1049. Происходил из рода эльзасских графов Дагсбург-Эгисхейм; в 1026-48 - епископ Туля. Ставленник имп. Генриха III, Л. IX встал на путь самостоят. политики. Ревностно содействовал Клюнийской реформе. Стремясь к централизации католич. церкви, активно добивался подчинения независимого епископата Зап. Европы. Энергичная политика Л. IX способствовала возвышению папства, до этого переживавшего упадок. С целью присоединения к папским владениям Юж. Италии выступил в 1053 во главе отрядов нем., лотарингских и итал. рыцарей против захвативших эти земли норманнов, но потерпел поражение в битве при Чивитате (18 июня 1053) и попал в плен (освобожден в 1054). При Л. IX произошло окончат. разделение зап. и вост. церквей (1054).

Источн.: PL, v. 143, р. 458-803.

Лит.: Чайковская О. Г., Проблемы возвышения папства в XI в., в сб.: Из истории трудящихся масс в Италии, М., 1959.

М. А. Заборов. Москва.

Л. XIII (в миру - Винченцо Джоаккино Печчи (Pecci)) (2.III.1810-20.VII.1903) - рим. папа с 1878. Стремился приспособить деятельность като-лич. церкви к условиям бурж. общества. При нем началось сращивание верхушки католич. церкви с правящими классами капиталистич. гос-в. Проблемы взаимоотношений между церковью и бурж. гос-вами Л. XIII изложил в энцикликах "Diuturnum" (1881) и "Immortale dei" (1885). В энциклике "Quod apostolici" (1878) и особенно в "Rerum Novarum" (1891) сформулировал позицию католич. церкви по отношению к социализму, и рабочему движению: Л. XIII призывал к сотрудничеству между трудом и капиталом; проповедовал извечность существования классов, в противовес клас. орг-циям рабочих призывал к созданию "рабочих корпораций", призванных заниматься "моральным и религ. усовершенствованием". Антисоциалистич. доктрина Л. XIII была положена в основу последующей социальной деятельности католич. церкви. Выступал поборником союза христ. церквей под эгидой Рима. Л. XIII содействовал прекращению культуркампфа в Германии. Стремясь к союзу с бурж. гос-вами, Л. XIII предложил франц. епископату признать франц. республику.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976