МОНАХ
Монах
Монах (monk), см. Монастырь.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Монах
(от греч. monachos — одинокий, отшельник) — член церковной общины, давший обет вести в монастыре аскетическую жизнь по установленным церковным правилам (отказ от имущества, связей с семьёй, брака и др.).
МОНАХ
греч. monachos – живущий уединенно), духовное лицо, давшее обет вести аскетическую жизнь в соответствии с церковными правилами. С 1725 г. пострижение в монашество стало дозволяться только царем.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
МОНАХ
Человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов. Слово образовано от греческого слова «один». Монашество– общее название людей, посвятивших себя служению Богу. Монахиня– женщина, посвятившая свою жизнь служению Богу. Монашеский, прил – относящийся к монаху, принадлежащий монаху.
Источник: Основы православной культуры. 2011
МОНАХ
верующий человек, который рассматривает изоляцию от внешнего мира как идеальную форму служения Богу, ведет обособленный образ жизни, регламентированный церковными предписаниями. Обобщенное название лиц черного духовенства, связавшего себя обетами нестяжания, аскетизма, безбрачия и др.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
МОНАХ
член особого религиозного объединения, принадлежность к которому рассматривается церковной традицией как идеальная форма служения Богу. Собирающийся стать М. проходит обряд пострижения, символизирующий полное отречение от мира греха и абсолютное повиновение церкви. В буддизме М. становятся только мужчины, в христианстве монашество могут принимать и женщины.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Монах
человек, посвятивший свою жизнь Богу путем принятия в торжественной обстановке ряда обетов, которые сопровождаются постригом волос. К подготовительной степени относят рясофорных монахов малой схимы. Они принимают три обета: послушания, целомудрия и нестяжательства. К более высокой степени относят монахов «ангельского образа» (великой схимы), или схимонахов. Они дополнительно принимают обет отречения от мира, то есть от всего мирского. Тех же, кто только готовится к постригу, называют послушниками: перед окончательным выбором эти люди проходят в монастыре ряд испытаний.
Источник: Православная энциклопедия.
МОНАХ
(греч. «один») – христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом волос в знак служения Богу. В православной традиции монашеское отречение от мира – не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока – возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Монашество делится на три последовательные степени в соответствии с принимаемыми обетами: рясофорный монах (греч. «носящий рясу») – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы – принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы, или ангельского образа (схимонах) – принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Монах
(греч. один) – христианин, отказавшийся от жизни в миру и посвятивший себя Богу через принятие определенных обетов, которые сводятся к трем основным: послушанию, нестяжанию и целомудрию. Принятие обетов сопровождается постригом, означающим безусловное подчинение воле Божией. В православной традиции монашеское отречение от мира – не следствие гнушания миром Божиим и радостями жизни, а стремление освободиться от страстей и грехов. Цель жизни инока – возвращение к состоянию ангельской чистоты и непорочности, изначально свойственных первым людям; преображение своей человеческой природы, поврежденной грехом; сосредоточенная молитва за мир и духовное врачевание мирских недугов с помощью благодатной силы, получаемой от Бога. Православное монашество делится на три группы в соответствии с принятыми обетами: 1) рясофорные М. (греч. рясофор – носящий рясу) образуют группу готовящихся к принятию малой схимы (греч. форма, вид); 2) М. малой схимы – принимают обет послушания, нестяжания и целомудрия; 3) М. великой схимы, или ангельского образа (схимонахи), принимают обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу в рясофорные М. и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Монашество возникло в III в. на христ. Востоке, сначала как несколько скитов удалившихся в пустынные места отшельников, затем в IV в., когда прекратились гонения на христиан, оно стало массовым. Византийские М. заселили пустыни Египта, Сирии, Палестины. Монашество IV–V вв. было трех видов – общежительное (когда М. жили совместно), пустынножительное (когда М. жили отдельно) и полуотшельническое (когда М. жили группами по дватри человека). На Руси основным типом монашеского жития стало общежитие (киновия). Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские.
Источник: Краткий православный словарь.