Старообрядцы

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Старообрядцы
общее название последователей ортодоксального православия до церковной реформы, проведенной патриархом Никоном (1653 - 1656 гг.).

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Старообрядцы
представители старой веры, противники реформ Никона, которые патриарх проводил с 1653 г., возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум.

Источник: Глоссарий исторических терминов

Старообрядцы
противники церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. Старообрядцы утверждали, что Русская церковь издревле превосходит всех благочестием, а потому нельзя изменять ее обряды и книги по греческим образцам. Ссылались на решения Стоглавого собора 1551 г. Сторонников Никона считали изменниками православию, слугами Антихриста. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два основных направления – поповщину и беспоповщину. Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов. Сторонники второго считали, что духовенство погибло. В дальнейшем и поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки, а те – на согласия.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Старообрядцы
совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви и государству. Это сторонники ортодоксального православия. До 1906 г. преследовались царским правительством. Делились на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и толков.
Главной идеей старообрядцев было "отпадение" от мира зла, нежелание жить в нем. Поэтому для них характерна замкнутость и нежелание контактировать с другими верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога "сокровенного града Китежа" и утопической страны Беловодье, старообрядцы заселили значительную часть Сибири и создали базу для освоения новых земель. Статистика старообрядцев недостоверна: по переписи 1897 г. староверцев и сектантов было 2 млн. человек (хотя по неофициальным данным примерно 20 млн. человек).

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

СТАРООБРЯДЦЫ
часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона. В1654 г. его волею были изменены обрядовые формы, утвержденные ранее не только обычаем, но и Соборами епископов. Были также исправлены некоторые места старинных богослужебных книг. Запрещалось привычное двуперстие в крестном знамении, хождение "посолонь" во время богослужений, "сугубое аллилуя", начертание имени Христова - Исус (а не Иисус) и другие обрядовые обыкновения. Принудительное внедрение этих новшеств вызвало открытое неповиновение церковным властям. Начался "Раскол". В дело вмешались и власти гражданские со всеми средствами принуждения, принятыми в то время, а это еще больше возмущало приверженцев старого обряда. "Где тот апостол, который приводит к Церкви кнутом, огнем и висилицей!?" - провозглашал горячий противник реформ, протопоп Аввакум. За упорное сопротивление реформам сожгли на костре коломенского епископа Павла, протопопов Никиту (по прозвищу - Пустосвят) и Аввакума. Последний в свой смертный час поднял с огненного сруба вверх двуперстие и вскричал: "Пусть будет проклята на веки веков казнь смертию за веру, за свободу душевную!" Погибли на кострах и другие четыре священника, которым предварительно вырвали языки..
На далеком севере, в Соловецком монастыре, тоже не приняли нововведений патриарха Никона. Там на волостях тогда еще проживало немало Казаков, и в годы "Раскола" монастырь посетил Степан Разин. Возможно, что идеалы своей борьбы он принес именно оттуда. Непокорному монастырю пришлось выдержать почти 8-летнюю осаду (1668-1676). На его высоких стенах стояло до 90 пушек, запасов продовольствия собрано было на несколько лет, на помощь к монахам пришло свыше 500 человек разного люда, в том числе и "воровские Казаки". Московские войска окружили монастырь со всех сторон и брали его измором. Когда, наконец, голод заставил его сдаться, победители передушили монахов в петлях, а других участников сопротивления разослали на покаяние по отдаленным обителям, пообрезав им сначала носы и уши.
В 1682 г. Московский Собор епископов принял постановление об искоренении "Раскола" и преследовании всех приверженцев старого обряда.
В то время на Дону большая часть населения не приняла "никонианскую ересь". Казаки открыто заявляли свой протест, причем "на первых порах руководство движением захватила группа старшин и богатых Казаков, которые не желали смириться с уничтожением политической независимости Войска Донского" (Пронштейн). В Войсковые атаманы часто избирались Старообрядцы. Такими были: Самойла Лаврентьев, Илья Зерщиков и Петр Емельянов. Но русское правительство, при помощи царских милостей и "жалования" сумело привлечь на свою сторону остальных влиятельных старшин, во главе с кандидатом в новые Войсковые атаманы Фролом Миняевым. Сторонникам Москвы удалось добиться его выбора, осуждения "Раскола" на Войсковом Круге и выдачи русским властям главного проповедника "древней веры благочестия" Козьмы Косого. Самойле Лаврентьеву пришлось "покиня атаманство ухорониться".
Новый атаман Миняев, отыскав его, тоже отправил в Москву, вместе с другими проповедниками и упорными Старообрядцами. Их там казнили 10 мая 1688 г.
Но вместе с тем Миняев чувствовал шаткость своего положения. Он доносил в Москву, что сам не сможет справиться с раскольниками, если не принять нужных мер, на Дону повторится "воровство, как при Стеньке Разине". Русское правительство поняло, какие меры имеет в виду атаман и послало ему на помощь сильное войско. Городки и обители, где укрывались наиболее упорные С-цы, были уничтожены. Главный их центр, Заполянский городок, солдаты взяли после пятимесячной осады и защитников его перебили. Всех Казаков снова привели к присяге, а не смирившихся казнили на месте или отсылали для этого в Черкасск, Царицын и Москву.
В результате всех этих зверств, весною 1688 г. на реке Кума появились беженцы с Дона. Туда же за турецкую границу позднее ушло много больше С-цев.
Но "Раскол" среди Донцов искоренить так и не удалось. "Истинное благочестие" стало одним из вдохновляющих лозунгов при восстании К. Булавина. Пользовался им и Е.И. Пугачев. Несмотря на зверские казни и суровые мероприятия в станицах покоренного Дона до наших дней сохранялись крупные общины С-цев.
Борьбу со "староверами" церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917г., после чего началось гонение на всякую веру. С-цы особенно преследовались в царствование императора Николая I, но и при его сыне - Царе-Освободителе Александре II их участь также заслуживала сожаления. О том как это происходило на Урале, сообщалось в заграничном журнале "Общее Вече", №1 от 15 июля 1862 г., статья "Уральское Дело": "В начале 1859 г., когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синоду было доложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско, Синод велел обратить особенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер-прокурор, по соглашению с членами Синода, полагая необходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных вредных людей немедленное удаление их без огласки из Края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-майору Столыпину доверию Его Величества, впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им право -людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия, - немедленно высылать: Столыпину - из Войска в Оренбург, а Катенину - из Оренбурга в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это император Александр наложил резолюцию собственноручно: "Согласен, но единственно по делам о расколе".
Мы слышали, что это зверское поведение Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Дело в том, что Казаки просили свободы Старообрядчеству. Вместо этого им дали Единоверие, причем наследник, для возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный образ. Казаки не поддались, Единоверия не приняли и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф Железное - что-то он сделает? МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ "КАЗАКИ СДАЛИСЬ. ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫКАТЬ, КАК УГОДНО".
Наряду с этим и в то же время дело обстояло совсем иначе там, где начальником был Казак, генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов. Сохранился подписанный им документ: "Управление военного начальника Августовского отдела Октября 27 дня 1863 № 4228/ 63, г. Сувалки
Свидетельство
Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской губернии и того же уезда старообрядцам разрешено мной восстановить, перестроивать и поправлять разрушенные молитвенные домы их во всех деревнях.
Вследствие сего предписывается всем военным и гражданским начальствам не чинить им в том препятствий.
Военный начальник.
Генерал-лейтенант Бакланов
И.Д. Помощника,
Штабс-капитан Жеванов".
В казачьих обществах С. распространенная религиозная группа. Кое-как Казакам удавалось оставаться при особом мнении, отказываться от исправленных книг и от духовенства, назначенного из Москвы. По их понятиям "Никонианство" было возвращением к язычеству, "в еллинскую веру", и многие восстания против России питались именно приверженностью к старому обряду. Церковные реформы стали признаваться Казаками только после окончательного покорения, но среди них и в начале нашего века было еще много убежденных старообрядцев. Как общественная группа, на долю которой выпало много притеснений, С. воспитали в себе твердое сознание своей правоты и готовность принести за веру любые жертвы.
Особенно крепко Старая Вера держалась в эмиграции у Некрасовцев и на р. Урале, далеко от русских правительственных центров. Там благочестие древней веры накладывало свой отпечаток на весь быт С-цев, сохранивших основной тип положительного, работящего и хозяйственного Казака, оберегающего во всей чистоте и нерушимости каждую мелочь старинных казачьих обыкновений. Между исповедниками старообрядчества по всей России они славились благочестием и стойкостью в делах веры, восхвалялись за отказ принять белокриницких и единоверческих пастырей. Центрами и хранителями религиозных устоев служили скиты-монастыри, а из них особенно значительным считался скит, названный Сергиевским в честь старца Сергия, скрывшегося к Уральцам во время гонений на "раскольников". Казаки почитали своего старца святым и верили каждому его учительскому слову. Скит был построен в 1752 г. между истоками рек Бузулук и Чаган, 140 км от Уральска и вблизи уметов (хуторов) Гниловского и Соболева. Вскоре после основания он имел уже свою мельницу, а братия вела обширное хозяйство в поле, развела сады и огороды. В монастыре был введен строгий устав Феодора Студийского; церковная служба начиналась в 2 часа ночи и продолжалась до 7 часов утра; потом шел отдых и трудовой день с перерывом на обед, во время которого один из старцев читал по Четьи-Минеям положенное на тот день житие одного из христианских святых. Вечерняя служба кончалась к семи часам, после чего следовал ужин и братия отправлялась на покой. Ворота не запирались ни днем ни ночью, не выставлялось никаких караульщиков, всякого прохожего и проезжего принимали как желанного гостя.
Старцы носили особое монашеское одеяние; его составляли: 1) длинная суконная рубаха, одетая на голое тело; 2) мантия, пелерина синего сукна, где синий цвет означал небесное происхождение Иисуса Христа; 3) кокор или большой покров от шеи до пояса, черного сукна с красным кантом -символом окровавленных одежд Христа; 4) скуфья, сшитая из четырех клинов и обложенная у основания войлочным "обручиком", означавших четырех евангелистов и венец Христов; 5) обычная принадлежность - четки из кожи, лестовка, оружие против мирских соблазнов.
Здесь же в лесах Среднего Сырта находились Гниловский и Садовский женские монастыри, где Казачки-девушки до замужества обучались "всему житейскому на потребу", грамоте, пению и сокровенному смыслу церковной службы. Недалеко от монастырей проживали на покое в своих хуторах отставные старшины, влиятельные особы уральского общества из семей Акутиных, Донсковых, Бурениных и др. Придерживаясь старины, эти лица всемерно обороняли скиты от произвола русских чиновников, которым все же иногда удавалось в служебном рвении произвести опустошения и разгромы этих тихих пристанищ и духовных центров Уральских Казаков.
Пользовались известностью такие мужские монастыри в уметах Красном и Бударинском.
Благодаря строгому образу жизни старцев, в станицах и селах их встречали ласково и почтительно, как угодных Богу посланников. Поэтому их влияния распространялись за пределы церковных интересов и находили отражение в личной, семейной и общественной жизни Казаков.
В 1800 г. в целях искоренения "раскола", были обнародованы Правила Единоверия, на основании которых старообрядческие общины могли выполнять все предписания древнего благочестия и пользоваться дониконианскими богослужебными книгами в том случае, если они согласятся принять на приходы священников, присланных православными епископами. Уральцы единоверия не приняли. Тогда русские единоверцы послали на Урал из Москвы с увещеваниями владыку Софрония, предполагая в нем будущего уральского епископа. Посольство не принесло желаемых результатов, а старцы Сергиевского скита не приняли Софрония "достодолжно". Но все же игумен скита Израил склонился на его увещания и принял из его рук сан иеромонаха. После этого Софроний уехал, а старцы осудили действия Израила, сместили его с поста игумена и отправили на покаяние в Бударинский монастырь, под начало строгого игумена Игнатия. Израил добился там популярности, братия признала его сан иеромонаха и поставила игуменом вместо нелюбимого Игнатия. При содействии Израила Единоверие стало распространяться по всей земле Уральских Казаков. (По данным из книг: Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях, т. 2, изд. Вестник Знания; А.П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в., Ростов н/Дону, 1961; П. Юдин. В Сыртовских дебрях, журнал "Русская Старина", 1896, т.I; Н.Н. Воробьев. О Казаках-Некрасовцах, журнал "Родимый Край", №67, Париж, 1966).

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России

Джеймс Л. Уэст
Для Европы характерна связь между религиозными меньшинствами и предпринимательской деятельностью. Хорошо известна роль нонконформистов в Англии, гугенотов во Франции и евреев по всей Европе.
Читать PDF
0.00 байт

Советская власть и старообрядцы Байкальской Сибири в 1920-е гг.

Костров А. В.
На основе анализа впервые введенных в научный оборот источников рассматриваются отношения между старообрядцами Байкальской Сибири и органами Советской власти в 20-е гг. XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Купцы-старообрядцы и чиновники: из истории бюрократизма и взяточничества в царствование Николая 1

Arhipova Ekaterina A.
The article deals with the relationship between Old Believers. merchants and officialdom in the age of Nicholas I.
Читать PDF
0.00 байт

Русские старообрядцы в Маньчжурии: новые материалы

Аргудяева Ю. В.
Рассматриваются хозяйственный и семейный быт русских крестьян старообрядцев, эмигрировавших в 1920 1930-е гг. с юга Дальнего Востока в Маньчжурию.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядцы в купечестве Санктпетербурга XIX в

Османов Али Ибрагимович
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядцы Забайкалья в трудах А. Долотова

Костров Александр Валерьевич
Обосновывается необходимость исследования идеологической литературы о региональном старообрядчестве, получившей развитие в 30-е гг. XX в.
Читать PDF
0.00 байт

«Семейские (забайкальские старообрядцы)» А. М. Поповой как источник по истории развития хозяйства ст

Костров Александр Валерьевич
Читать PDF
0.00 байт

Семейские (забайкальские старообрядцы)

Попова А. М.
Читать PDF
0.00 байт

Тихвинские карелы-старообрядцы в исследовании О. М. Фишман

Винокурова И. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядцы на Дальнем Востоке

Виктория Анатольевна Липинская
Рецензия: Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000. 365 с.
Читать PDF
0.00 байт

Православное государство и русские старообрядцы-поповцы в эпоху императора Николая I

Фирсов Сергей Львович
Статья посвящена проблеме отношения официальных властей императорской России эпохи Николая I к старообрядцам, приемлющим священство (т. н. поповцам).
Читать PDF
0.00 байт

Аргудяева Ю. В. Русские старообрядцы в Маньчжурии. Владивосток: ДВО РАН, 2008. 400 с

Чернавская В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядцы в Монголии: к постановке проблемы

Бадмажапова Туяна Ивановна
В статье освещена проблема изучения старообрядчества в Монголии как части русской диаспоры, процесс формирования которой начался во второй половине XIX века.
Читать PDF
0.00 байт

Русские старообрядцы в северной Америке

Аргудяева Ю. В.
Дается краткая история появления первых и последующих миграционных волн русских старообрядцев в некоторых штатах Северной Америки.
Читать PDF
0.00 байт

Костромские крестьяне-старообрядцы в условиях революционных потрясений (1918 – начало 1920-х годов)

Наградов Илья Сергеевич
Статья посвящена проблемам адаптации крестьян-старообрядцев к изменениям общественных отношений в 1918 – начале 1920-х гг.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ

    историко-этнографическая, этноконфессиональная группа русских, сформировавшаяся в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине XVII в. Основу старообрядческого движен
  • Старообрядцы (староверы)

    общее название последователей различных религиозных групп и церквей в России, не принявших церковную реформу, (См. схема «Церковный раскол») проведенную патриархом Никоном в середине ХVII века. Сто
  • Церковный раскол. Старообрядчество

    В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец был
  • Лукьянов, Иоанн, старообрядческий священник

    путешественник по Св. земле в царствование Петра Великого, 1709 г. {Половцов}
  • РОГОЖСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ КЛАДБИЩЕ

    Практически сразу после реформ патриарха Никона московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никоникан». Первоначально они имели небольшие кладб
  • Сергий, настоятель старообрядческого мон

    Белицкого у., Могилев. губ., писатель 1799 г. {Половцов}
  • СТАРООБРЯДЧЕСТВО

    совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.
  • Раскол старообрядчество

    религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. в ходе проведения религиозной реформы патриарха Никона. Желая укрепить церковь, Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядо
  • Лазарь (старообрядческий учитель)

    Лазарь - известный старообрядческий учитель. Священник города Романова, Лазарь входил в кружок ревнителей старины (Стефан Вонифатьев , Аввакум , Тропов и другие). Будучи прекрасным начетчиком, Лаза