Хлеб
ХЛЕБ
из зерновых культур античности только ячмень и пшеница давали пригодную для выпечки муку с необходимым содерж. клейковины. Мука замешивалась на воде с добавл. соли и опары, для чего иногда надевались рукавицы и применялись спец. тестомесильные машины. Опара приготавл. из пшенной каши или пшенич. отрубей, подкисливалась виноградным суслом и высушивалась на солнце. Изготовл. т.о. масса была пригодна для выпечки в теч. примерно года. Формовка Х. производилась на разделоч. досках; применяли также лотки и спец. формы. Когда тесто подходило, его помещали в предварительно прокал. древес. углями, а затем освобожд. от них печь и выпекали. Плоский, обладавший худшими вкусовыми кач-вами лепешечный Х. пекли на боковых сторонах домаш. очагов. Спец. лит-ра о Х., его выпечке и хлебной диете не сохран. По-видимому, она была посвящена в осн. худож. и кондитер. выпечке. В фигурные хлебные изделия, приготовл. к праздникам или для жертвоприношений, добавлялись фруктовые плоды или пряности. В большом ассортименте из муки грубого или мелкого помола с добавлением опары или яиц (дрожжи отсутствовали) выпекались булочки, крендели, пироги, лепешки (из тертого сыра и пшеничной муки), омлеты («листики») и круглое плоское печенье.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Хлеб
Из зерновых культур античности только ячмень и пшеница давали пригодную для выпечки муку с необходимым содержанием клейковины. Мука замешивалась на воде с добавлением соли и опары, для чего иногда надевались рукавицы и применялись спец. тестомесильные машины. Опара приготавливалась из пшенной каши или пшеничных отрубей, подкисливалась виноградным суслом и высушивалась на солнце. Изготовл. т. о. масса была пригодна для выпечки в течение примерно года. Формовка X. производилась на разделочных досках; применяли также лотки и спец. формы. Когда тесто подходило, его помещали в предварительно прокал. древесными углями, а затем освобожд. от них печь и выпекали. Плоский, обладавший худшими вкусовыми качествами лепешечный X. пекли на боковых сторонах домашних очагов. Спец. литература о X., его выпечке и хлебной диете не сохранилась. Постровидимому, она была посвящена в осн. художеств, и кондитерской выпечке. В фигурные хлебные изделия, приготовляемые к праздникам или для жертвоприношений, добавлялись фруктовые плоды или пряности. В большом ассортименте из муки грубого или мелкого помола с добавлением опары или яиц (дрожжи отсутствовали) выпекались булочки, крендели (bracchia или bracchiola–"руки» или «ручки»), пироги, лепешки (libum, из тертого сыра и пшеничной муки), омлеты (lamella — "листики"´) и круглое плоское печенье (placenta; в рум. яз. до сих пор placinta).
Источник: Словарь античности. 1989
Хлеб
евр. лехем. Хлеб пекли, обыкновенно, из пшеничной муки; ячмень употреблялся бедняками, а также во время голодных годов. Мололи вручную, сколько нужно было на день, замешивали тесто и пекли хлебы в печах (Лев. 2:4; 7:9; 26: 26). Квашня упоминается в Исх. 8: 3; 12:34. При выходе из Египта израильтяне возложили на плечи свои квашни и обвязали их одеждами. Когда Авраам увидел, что три шедших мимо мужа решили остановиться у него, то он поспешил в шатер и сказал Саре: «Поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» (Быт. 18:6). Также волшебница в Аэндоре, увидев Саула ослабевшим, поспешила замесить муки и испекла хлебы (1 Цар. 28:29). Так и теперь простой народ в Палестине ежедневно печет свой хлеб. Печью служит или изогнутый в виде конуса, железный лист, внутри которого разводят огонь, а пекут снаружи, или же глиняный горшок, с отверстием на дне или без него, который нагревается изнутри хворостом, травою и т.п. (Иер. 7:18; Мат, 6:30), также углем или раскаленными в огне камнями. После того, как горшок достаточно нагреется, к его наружным стенам прилепляют раскатанное тесто и через несколько минут хлеб готов. Иногда хлебы пекут прямо на раскаленных углях или камнях. Бывает и так, что печью служит яма в земле, которую сначала раскаляют горючим материалом, а потом к ее краям прилепляют тесто. При этом топливо бывает иногда необыкновенного рода. Однажды в Назарете мне пришлось видеть бедную пекарню, где горючим материалом, на котором пекли хлебы, служил конский навоз. Этот горючий материал избирают потому что он дольше других сохраняет тепло. Иногда в Палестине можно наблюдать старушек и детей, крадущихся вдоль дороги и собирающих этот навоз. Такой способ печения хлеба хорошо объясняет нам Иез. 4:12-15, где пророку в виде особой милости разрешается Господом употребить коровий навоз для печения хлебов. В настоящее время навоз (кизяк) употребляется в некоторых странах для отопления. Большие печи, может быть, подобные нашим, упоминаются у Ос. 7:4,6,7. Специальные пекарни были только в больших городах (Иер. 37: 21; Ос. 7:4). В Быт. 40:1 и далее мы читаем о главном пекаре фараона. Самуил говорит народу, желавшему выбрать царя, что царь возьмет их дочерей в прислуги для варки кушанья и печенья хлеба (1 Цар. 8:13).