Хлеб

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ХЛЕБ
из зерновых культур античности только ячмень и пшеница давали пригодную для выпечки муку с необходимым содерж. клейковины. Мука замешивалась на воде с добавл. соли и опары, для чего иногда надевались рукавицы и применялись спец. тестомесильные машины. Опара приготавл. из пшенной каши или пшенич. отрубей, подкисливалась виноградным суслом и высушивалась на солнце. Изготовл. т.о. масса была пригодна для выпечки в теч. примерно года. Формовка Х. производилась на разделоч. досках; применяли также лотки и спец. формы. Когда тесто подходило, его помещали в предварительно прокал. древес. углями, а затем освобожд. от них печь и выпекали. Плоский, обладавший худшими вкусовыми кач-вами лепешечный Х. пекли на боковых сторонах домаш. очагов. Спец. лит-ра о Х., его выпечке и хлебной диете не сохран. По-видимому, она была посвящена в осн. худож. и кондитер. выпечке. В фигурные хлебные изделия, приготовл. к праздникам или для жертвоприношений, добавлялись фруктовые плоды или пряности. В большом ассортименте из муки грубого или мелкого помола с добавлением опары или яиц (дрожжи отсутствовали) выпекались булочки, крендели, пироги, лепешки (из тертого сыра и пшеничной муки), омлеты («листики») и круглое плоское печенье.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Хлеб
        Из зерновых культур античности только ячмень и пшеница давали пригодную для выпечки муку с необходимым содержанием клейковины. Мука замешивалась на воде с добавлением соли и опары, для чего иногда надевались рукавицы и применялись спец. тестомесильные машины. Опара приготавливалась из пшенной каши или пшеничных отрубей, подкисливалась виноградным суслом и высушивалась на солнце. Изготовл. т. о. масса была пригодна для выпечки в течение примерно года. Формовка X. производилась на разделочных досках; применяли также лотки и спец. формы. Когда тесто подходило, его помещали в предварительно прокал. древесными углями, а затем освобожд. от них печь и выпекали. Плоский, обладавший худшими вкусовыми качествами лепешечный X. пекли на боковых сторонах домашних очагов. Спец. литература о X., его выпечке и хлебной диете не сохранилась. Постровидимому, она была посвящена в осн. художеств, и кондитерской выпечке. В фигурные хлебные изделия, приготовляемые к праздникам или для жертвоприношений, добавлялись фруктовые плоды или пряности. В большом ассортименте из муки грубого или мелкого помола с добавлением опары или яиц (дрожжи отсутствовали) выпекались булочки, крендели (bracchia или bracchiola–"руки» или «ручки»), пироги, лепешки (libum, из тертого сыра и пшеничной муки), омлеты (lamella — "листики"´) и круглое плоское печенье (placenta; в рум. яз. до сих пор placinta).

        

        рис. Раскатывание теста под звуки флейты, вероятно, в усадьбе землевладельца (группа на терракоте; Париж, Лувр).

Источник: Словарь античности. 1989

Хлеб
евр. лехем. Хлеб пекли, обыкновенно, из пшеничной муки; ячмень употреблялся бедняками, а также во время голодных годов. Мололи вручную, сколько нужно было на день, замешивали тесто и пекли хлебы в печах (Лев. 2:4; 7:9; 26: 26). Квашня упоминается в Исх. 8: 3; 12:34. При выходе из Египта израильтяне возложили на плечи свои квашни и обвязали их одеждами. Когда Авраам увидел, что три шедших мимо мужа решили остановиться у него, то он поспешил в шатер и сказал Саре: «Поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» (Быт. 18:6). Также волшебница в Аэндоре, увидев Саула ослабевшим, поспешила замесить муки и испекла хлебы (1 Цар. 28:29). Так и теперь простой народ в Палестине ежедневно печет свой хлеб. Печью служит или изогнутый в виде конуса, железный лист, внутри которого разводят огонь, а пекут снаружи, или же глиняный горшок, с отверстием на дне или без него, который нагревается изнутри хворостом, травою и т.п. (Иер. 7:18; Мат, 6:30), также углем или раскаленными в огне камнями. После того, как горшок достаточно нагреется, к его наружным стенам прилепляют раскатанное тесто и через несколько минут хлеб готов. Иногда хлебы пекут прямо на раскаленных углях или камнях. Бывает и так, что печью служит яма в земле, которую сначала раскаляют горючим материалом, а потом к ее краям прилепляют тесто. При этом топливо бывает иногда необыкновенного рода. Однажды в Назарете мне пришлось видеть бедную пекарню, где горючим материалом, на котором пекли хлебы, служил конский навоз. Этот горючий материал избирают потому что он дольше других сохраняет тепло. Иногда в Палестине можно наблюдать старушек и детей, крадущихся вдоль дороги и собирающих этот навоз. Такой способ печения хлеба хорошо объясняет нам Иез. 4:12-15, где пророку в виде особой милости разрешается Господом употребить коровий навоз для печения хлебов. В настоящее время навоз (кизяк) употребляется в некоторых странах для отопления. Большие печи, может быть, подобные нашим, упоминаются у Ос. 7:4,6,7. Специальные пекарни были только в больших городах (Иер. 37: 21; Ос. 7:4). В Быт. 40:1 и далее мы читаем о главном пекаре фараона. Самуил говорит народу, желавшему выбрать царя, что царь возьмет их дочерей в прислуги для варки кушанья и печенья хлеба (1 Цар. 8:13).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.05 мб

Большой хлеб целины

Астапов А.
Читать PDF
262.11 кб

Реализация продовольственной развёрстки на хлеб 1919-1920 гг. В Вятской губернии

Китаев Дмитрий Николаевич
В статье освещены различные стороны деятельности продовольственных органов по проведению продовольственной развёрстки в Вятской губернии в 1919-1920 гг.
Читать PDF
140.34 кб

Хлеб имя прилагательное (новые документы о хлебном кризисе 1962-1963 гг. )

Лебина Наталия Борисовна
Publication of the new data on the problems of the agrarian policy of the Soviet government that led to the bread crisis of 1962-1963.
Читать PDF
319.75 кб

Хлеб как ритуальное блюдо и пищевой символ в обрядах бесермян*

Попова Елена Васильевна
Рассматриваются обряды, верования и ритуалы бесермян, связанные с хлебом как одним из основных ритуальных блюд и пищевых символов многих праздников, олицетворяющим благополучие и счастье.
Читать PDF
117.96 кб

«Борьба за хлеб» как главное содержание политики партии в отношении крестьянства в 1927-1929 гг. (на

Гончарова И. В.
Статья посвящена изучению репрессивной практики власти в Центральном Черноземье во время хлебозаготовительных кампаний в конце 1920-х гг.
Читать PDF
89.06 кб

Хлеб и хлебные изделия в свадебной обрядности кумыков (на примере С. Н. Казанище)

Амирханова Аида Киясбековна
Читать PDF
451.00 кб

Лингвокультурема "хлеб", "хлеба" в художественной литературе

Синячкин В. П.
Статья посвящена анализу лингвокультурем концепта ХЛЕБ.
Читать PDF
571.64 кб

«Царёв хлеб ешь, а Правду режь»: о возможности крестьянского бунта против царя

Коновалова Н. А.
In this article i'll try to see at cultural and religious reasons of peasants' revolt against Tsar using historical songs and proverbs as base for analesis.
Читать PDF
335.81 кб

Сибирский «Белый» хлеб для «Красного» Архангельска (продовольственная эпопея на Европейском Севере Р

Саблин Василий Анатольевич
Исследуются проблемы продовольственной политики противоборствующих сторон в годы Гражданской войны в России.
Читать PDF
134.69 кб

Хлеб Великой Отечественной войны: историко-технологический экскурс

Шамсиева Д.А., Остапенко А.В., Дегтеренко Л.Н.
В статье рассмотрены проблемы обеспечения Урала зерном и хлебом в годы Великой Отечественной войны, приведена классификация видов военного хлеба и технология хлебопечения в экстремальных условиях военного времени.
Читать PDF
164.33 кб

«Чужой хлеб больше чем горек...». Письма архимандрита Феодосия (Мельника) архимандриту Антонию (Синь

Кострюков Андрей Александрович
Архимандрит Феодосий (Мельник) в течение 27 лет был келейником главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого). На протяжении всего этого времени о.
Читать PDF
242.59 кб

«Хлеб для народа»

Рычков Александр Васильевич
Статья посвящена рассмотрению массового освоения целинных земель в СССР через призму истории сельскохозяйственной науки.
Читать PDF
0.00 байт

«Хлеб, труд, эпидемии»: положение пленных россиян в Германии и Австро-Венгрии в оценке современников

Абдрашитов Элик Евгеньевич, Крючков Игорь Владимирович
В статье показано отражение проблем питания, медицинского обслуживания и трудовой деятельности российских военнопленных в Германии и Австро-Венгрии в контексте информационной войны России с Германией.
Читать PDF
0.00 байт

Китайский хлеб для России: русские продовольственные закупки на Дальнем Востоке в 1917 г

Оськин Максим Викторович
В период Первой мировой войны продовольственный вопрос стал для России одной из важнейших проблем общегосударственного значения, приведших к революционному кризису 1917 г. и его дальнейшей эскалации от Февраля к Октябрю.
Читать PDF
0.00 байт

Черный «Хлеб промышленности»: к вопросу о состоянии угледобычи в первые послереволюционные годы

Максименко Е.П.
На примере Подмосковного угольного бассейна и Донбасса в статье рассматриваются некоторые аспекты функционирования угольной отрасли страны в условиях, вызванных революционными потрясениями, приводятся примеры советской агитационно

Похожие термины:

  • Хлеб Божий

    См. «Жертва».
  • ЛИСТКИ ХЛЕБ И ВОЛЯ

    газета, орган анархистов-коммунистов, Лондон, октябрь 1906 - июль 1907 (18 номеров). Редакторы П. А. Кропоткин и М. И. Гольдсмит. Статьи по теории анархизма, анархическому движению в России.
  • ВОТ СКУДНЫЙ ХЛЕБ

    Этими словами начинается Пасхальная Гагада* (сказание), первые фразы которой приглашают всякого голодного присоединиться к трапезе. "Вот скудный хлеб, который отцы наши ели в земле египетской [при
  • СТРЕЛЕЦКИЙ ХЛЕБ

    один из осн. прямых налогов с тяглого населения России, взимавшийся для содержания служилых людей. Введен в 1614. Первоначально налог наз. казачьими, а с 1622 - стрелецкими хлебными запасами. Население