Мечеть

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мечеть
мусульманское культовое сооружение для совершения молитв.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

Мечеть
культовое здание в исламе, с минаретом (башней), откуда служители ислама пять раз в сутки призывают верующих к молитве.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МЕЧЕТЬ
(от арабск. масджид — место поклонения) — молитвенное и общественное здание у мусульман. При входе в мечеть верующие обязательно снимают обувь; начиная молитву, поворачиваются лицом в сторону Мекки.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Мечеть
(араб. масджид – место поклонения) – культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Имеются соборные или пятничные мечети, а также сельские и квартальные. Противоположная входу стена мечети, как правило, ориентирована в сторону Мекки. В ее центре имеется ниша, украшенная текстами из Корана, - михраб, указывающая, куда должны обращаться лицом мусульмане во время молитвы. Справа от михраба размещается мимбар – кафедра с лесенкой, откуда читается Коран и произносятся проповеди. На внутренних стенах мечети нет иных украшений, кроме орнамента и выдержек из Корана. При многих мечетях возведены минареты, имеются бассейны или специальные сооружения для омовений. См. Ислам, Азан, Минарет, Муэдзин, Намаз.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МЕЧЕТЬ
от араб. масджид - место поклонения) - культовое сооружение у мусульман. Первая М., по преданию, была построена в селении Куба близ Медины в кон. 1-й четверти 7 в.; она имела вид огороженного четырехугольного двора с навесом, крытым пальмовыми листьями. В М. мусульмане собирались для общей молитвы, слушания проповеди и обсуждения обществ. дел. Совр. М. - крытое здание с куполом, внутри - зал с колоннадой и балконом, по углам М. с внеш. стороны или над крышей - минареты (от одного до четырех и более). В стене зала, обращенной к священному городу мусульман Мекке, - михраб (ниша, показывающая направление к Мекке). С правой стороны от михраба - минбар (кафедра, с к-рой читаются проповеди). Многие М. имеют открытый двор с колодцем, фонтаном или бассейном для ритуального омовения.

Л. И. Климович. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МЕЧЕТЬ
место поклонения — культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Имеются соборные или пятничные М. (а также сельские и квартальные. Противоположная входу стена М., как правило, ориентирована в сторону Мекки. В ее центре имеется ниша, украшенная текстами из Корана — михраб, указывающая, куда должны обращаться лицом мусульмане во время молитвы. Справа от михраба размещается мимбар — кафедра с лесенкой, откуда читается Коран и произносится проповедь. На внутренних стенах М. нет иных украшений, кроме орнамента и выдержек из Корана. При многих М. возведены минареты, имеются бассейны или спец. сооружения для омовений. С VII—VIII вв. М. имели прямоугольный двор, окруженный галереями, и многоколонный молитвенный зал. В X в. появились айваны по осям двора, а позже монументальные порталы на главном фасаде. Развивались центрические купольные М.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.14 мб

Джума-мечеть Гази-Кумуха: к вопросу о датировке

Каяев Абдулмеджид Ильясович, Каяев Ильяс Абдулмеджидович
В статье рассматриваются этапы строительства и функционирования монументального памятника средневековой культовой архитектуры Дагестана Гази-Кумухской Джума-мечети.
Читать PDF
180.57 кб

Средневековая открытая мечеть в Чихтиле как историко-культурный памятник

Закарияев З. Ш.
Статья посвящена комплексной характеристике средневекового ансамбля открытой («летней») мечети в Чихтиле (Дагестан), которая включает исследование типологии памятников, арабоязычных эпиграфических надписей с их переводом, а также
Читать PDF
7.77 мб

Медресе-мечеть Узбека в Старом Крыму: сквозь пространство и время

Ломакин Дмитрий Анатольевич
Рассмотрены основные этапы истории изучения архитектурного комплекса медресе и мечети Узбека (г. Старый Крым). Подведены итоги изучения памятника, проанализировано его современное состояние.
Читать PDF
353.62 кб

Криушинская мечеть и ее первый имам (из истории мусульманской общины Астрахани начала ХХ века)

Имашева Марина Маратовна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с образованием новых мусульманских приходов и строительством мечетей (последней в предреволюционный период была построена мечеть в 5-ом участке, по названию местности - Криушинская), а т
Читать PDF
595.63 кб

«Праздничные камни» и «Мечеть праздничной молитвы» — культовые сооружения табасаранцев

Сефербеков Руслан Ибрагимович
Статья посвящена описанию культовых сооружений табасаранцев, известных под условными наименованиями «Праздничные камни» и «Мечеть праздничной молитвы».
Читать PDF
400.84 кб

Мечеть в казачьей станице: межрелигиозные отношения на востоке Оренбургской губернии в конце XIX - н

Маслюженко Денис Николаевич, Перова Марина Андреевна
История ислама в Курганской области является одним из «белых пятен» российского исламоведения. Авторы статьи на основании изучения Ф.
Читать PDF
2.02 мб

Малоизвестная средневековая мечеть в Центральном Крыму (Шейх-Кой)

Кирилко В.П., Бочаров С.Г.
Судя по материалам археографических источников и натурного изучения строительных остатков памятника, мечеть в Шейх-Кой представляет собой постройку османского времени (XVI-XVII вв.
Читать PDF
471.65 кб

Тобольская соборная мечеть: страницы истории и археологические исследования

Балюнов Игорь Валерьевич
Тобольская соборная мечеть является памятником архитектуры Западной Сибири рубежа XIX начала XX в. В настоящее время ощущается нехватка данных об истории ее строительства и функционирования.
Читать PDF
289.30 кб

На перекрестке трех религий: керемет, мечеть и церковь в этноконфессиональном пространстве удмуртско

Садиков Ранус Рафикович
В статье на основе архивных и опубликованных источников рассмотрена конфессиональная история жителей с. Большой Гондырь Куединского р-на Пермского края административного, культурного и культового центра закамских удмуртов.
Читать PDF
715.84 кб

Мечеть Юч Шерефели в Эдирне и ее место в османской архитектуре

Кононенко Евгений Иванович
В историографии Османской империи выделяют «эпоху Эдирне» (конец XIV первая половина XV в.), когда этот фракийский город служил европейской столицей государства.
Читать PDF
1.31 мб

Мечеть в Шейх-Кой: интерпретационные возможности научных источников в исследовании памятника

Бочаров С.Г., Кирилко В.П.
Свою известность в научных кругах мечеть в Шейх-Кой приобрела, благодаря декорированному в сельджукском стиле михрабу и сведениям строительной надписи, сообщающей о том, что здание возведено для хафизов в 760 г.х. (= 1358 г.).
Читать PDF
1.14 мб

МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ БИЛЯРА: НОВЫЙ ВЗГЛЯД. «ДЖУМА МЕЧЕТЬ»

Зиливинская Эмма Давидовна
В статье рассматриваются монументальные постройки Биляра, расположенные в цитадели городища. Джума мечеть Биляра и другие общественные постройки были исследованы в 70-х гг. XX в.
Читать PDF
228.07 кб

Мечеть Цисдаракиса музей греческого народного искусства:

Александри Элени , Цанавара Антония , Цилага Лина
Уникальный памятник турецкой архитектуры в современных Афинах Мечеть Цисдаракиса одна из немногих оставшихся в Афинах построек эпохи Оттоманского господства, имеющая историческую, архитектурную и эстетическую ценность.
Читать PDF
356.35 кб

Турецкая мечеть: образ и бренд

Кононенко Евгений Иванович
В результате аккумуляции конструктивных и композиционных достижений анатолийской архитектуры к середине XV в. в турецком зодчестве сложился особый тип мусульманских культовых зданий «большая османская мечеть».
Читать PDF
660.86 кб

В поисках «Реального» сообщества: оценка численности прихожан мечетей города Тюмени

Поплавский Роман Олегович, Черепанов Максим Сергеевич
Рассматриваются концептуальные подходы и методы исследования религиозных сообществ и религиозности населения. Обозначаются перспективы использования метода учета верующих, участвующих в религиозных практиках.

Похожие термины:

  • Ижевская соборная мечеть № 1

    политический лидер, который использует этнические факторы для расширения социальной базы своей политической поддержки путем мобилизации конкретной этнической группы посредством эксплуатации.
  • 1-я соборная мечеть Оренбурга

    крайняя форма социальной пассивности, отвержение любых форм политического участия.
  • Ижевская соборная мечеть № 2

    способ сосуществования")- дипломатический термин, означающий временное, обычно краткосрочное соглашение, заключаемое в тех случаях, когда существуют обстоятельства, не позволяющие достигнуть по
  • 2-я соборная мечеть Оренбурга

    контроль государства за количеством и стоимостью денег, осуществляемый в основном при помощи механизма процентных ставок.
  • 3-я соборная мечеть Оренбурга

    совокупность познавательных принципов и приемов изучения политической реальности.
  • Мечеть в лечебно-исправительной колонии № 4

    нем. Prinz, от лат. princeps первый) титул нецарствующего члена королевского или другого владетельного дома.
  • 4-я соборная мечеть Оренбурга

    Основное исходное положение, руководящая идея в теории, науке, политике; основное правило деятельности, поведения и т. п.
  • 6-я соборная мечеть Оренбурга

    lover of power) - человек безмерно любящий властвовать, начальствовать, никому не желающий
  • 5-я соборная мечеть Оренбурга

    совокупность взаимосвязанных военных угроз различного масштаба и характера, состояний военно-политической обстановки, характеризующих напряженность во взаимоотношениях между соперничающими г
  • 7-я соборная мечеть Оренбурга

    нормативное требование, предъявляемое советскому человеку; заключается в умении распознавать и пресекать любые намерения и действия, ведущие к ослаблению коммунистической политической системы,
  • Мечеть на тер. исправительной колонии № 8

    результат проведения сплошной коллективизации и постоянного повышения гос. плана хлебозаготовок. Крестьяне сдавали государству хлеб по фиксированным ценам, которые были ниже рыночных в 8-10 раз. Д
  • Мечеть д. Ахмади

    Балезинского р-на – одна из мечетей Удмуртии. Д. Ахмади была основана в 1830-е гг. переселенцем из д. Кестым Балезинской вол. Глазовского уезда Ахмади Рахматулловичем Касимовым, получив название Ахма
  • Ижевская соборная мечеть на ул. Азина

    построена в 1994–96 гг. рядом со старой деревянной Ижевской соборной мечетью № 2 (ул. Азина, 238). Спонсорами строительства являлись прихожане, многие организации и предприятия республики и города: в/ч 6
  • Мечеть д. Новый Бугалыш

    Красноуфимского р-на Свердловской обл. – старейшая действующая мечеть обл., единственная М., работавшая на протяжении советского времени (с 20-летним перерывом). Впервые упоминается в списке населе
  • Мечеть и медресе г. Бугуруслана

    в XIX – нач. ХХ вв. Первая мечеть в Бугуруслане была построена в 1868 г., когда численность прихожан достигла 200 ревизских душ. Деревянное культовое здание сгорело в пожаре 1877 г., и в 1878 г. прихожане ходат
  • Центральная мечеть г. Сарапула

    расположена по адресу: Верх. наб., 72. Была заложена в 1994 г., открыта 1.01.1995 г. Инициатором строительства был Хафизов Ахматгата Хафизович, спонсорами – Исламгалиев Ф.Ф., Аухадиев М.Т., Гатауллин Р.С. и др.
  • Соборная мечеть г. Челябинска

    Акмечеть») – историческое мус. культовое здание (ул. Елькина, 16). В связи со значительным увеличением в 1870–80-е гг. численности мус. общины Челябинска (выросшей с 1863 по 1894 г. в 4,8 раза) за счет татарских
  • Мечеть д. Верхний Дасос

    Мурсалим, Нырык) Юкаменского р-на Удмуртской Респ. Точная дата первого строения м. неизвестна. В 1890 г. сельчане подали прошение об утверждении плана вновь образуемой соборной мечети, которая была о
  • Мечеть д. Гордино

    Балезинского р-на Удмуртии как пятивременная была построена в 1887 г., в 1902 г. переименована в соборную. Располагалась рядом с терр. средневекового мус. кладбища. Во дворе м. долгое время хранилось над
  • Мечеть д. Кесшур

    починок Ключевской) Юкаменского р-на Удмуртии – была открыта в 1907 г. Представляла собой деревянной здание с минаретом. В этом же году была открыта мус. начальная школа – мектеб. 15.09.1908 г. имам-хатыбо