ПРОПОВЕДЬ
ПРОПОВЕДЬ
наставление, преподаваемое в храме с целью поучения. Православная Церковь считает необходимым для проповеди благодать Таинства Священства и признает право проповеди лишь за пресвитерами и епископами.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Проповедь
главное орудие распространения и познания веры. Во времена апостолов она считалась делом священным, а дар проповедника отождествлялся с пророческим даром. В наши дни читать проповеди входит в служебные обязанности каждого священника.
Источник: Православная энциклопедия.
ПРОПОВЕДЬ
Устный жанр христианского духовнонравственного красноречия. Произносится в церкви только священнослужителем. В проповеди даются наставления, разъяснения и пояснения, необходимые христианину для понимания Священного Писания, осознания своей жизни в церкви и порядка церковной службы.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ПРОПОВЕДЬ
дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера, а также речь, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. В широком значении — синоним пропаганды: активное распространение каких-либо идей или взглядов.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Проповедь
пропаганда религиозной идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению. Проповедь получает наибольшее развитие в мировых религиях. В средневековом православии и католицизме появляется проповедь гимнологическая, политическая, панегирики – проповеди по случаю различных событий. Протестанизм превращает проповедь в центральный момент богослужения. См. Христианство, Католицизм, Литургия, Православие, Протестанизм.
ПРОПОВЕДЬ
гомилий) – речь религиозноназидательного характера. Ранние формы христианской проповеди содержатся в Евангелиях (Нагорная проповедь – поучения и высказывания Христа о божественном царстве небесном), в Деяниях апостолов и в посланиях апостола Павла. Существовало несколько видов проповедей: панегирические, посвященные святым и мученикам, полемические, теологодогматические, моральнонаставительные, экзегетические (экзегеза – толкование библейских текстов). В формировании христианской проповеди огромную роль сыграли «великие каппадокийцы» (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) и Иоанн Златоуст. Григорий Назианзин считал, что в проповедях «следует, насколько возможно, избегать книжного слога, но склоняться более к разговорному». Большой вклад в развитие проповеди, понятной широким массам, внес пресвитер Арий.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ПРОПОВЕДЬ
ораторское произведение религиозного содержания. К проповеди близки раннехристианские эпистолярные тексты (адресованные широкой аудитории послания ап. Павла). Проповеди Отцов Церкви в 4 в. связаны с античной ораторской традицией. Своего расцвета проповедь достигает в творчестве Иоанна Златоуста (4–5 вв.). Западноевропейская традиция создавалась Амвросием Медиоланским (4 в.) и Августином Блаженным (4–5 вв.). Особый статус проповедь приобрела в эпоху Реформации (для Лютера проповедь по своей значимости превосходит богослужение). В древнерусской литературе наиболее известны проповеди Илариона («Слово о Законе и Благодати», 11 в.) и Кирилла Туровского (12 в.). Расцвет проповеди в рус. литературе приходится на сер. – второй пол. 17 в. Возрождение личной проповеди связано с именем «боголюбца» Ивана Неронова, в 1680-е гг. были изданы сборники проповедей Симеона Полоцкого («Обед душевный», 1682, и «Вечеря душевная», 1683). Знаменитыми рус. проповедниками 18 в. были Феофан Прокопович и Стефан Яворский.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006